Пересказы, краткие содержания произведений
Краткое содержание: Война и мир Л.Н. Толстой по томам, частям и главам. Том 3
Война и мир. Том 3
Часть первая
С конца 1811 года
началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812
году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию, двинулись с
Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 11-го года
стягивались силы России. «Для нас не понятно, чтобы миллионы людей-христиан
убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр
тверд, политика Англии хитра, а герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять,
какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему
вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и
разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими». Для начала
войны было недостаточно воли Наполеона и Александра, «необходимо было совпадение
бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы
совершиться». «Царь - есть раб истории. История, то есть бессознательная, общая,
роевая жизнь человечества всякой минутой жизни царей пользуется для себя, как
орудием, для своих целей». Наполеон находится во главе своей армии, и, где бы он
ни появлялся, его встречают восторженными криками. «Но крики эти, сопутствующие
ему везде, тяготили его и отвлекали от военной заботы, охватившей его с того
времени, как он присоединился к войску». Наполеон привык, что «присутствие его
на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и
повергает людей в безумие самозабвения».
Русский император уже более месяца живет в Вильне, делая смотры и маневры. От
ожидания все устали. «Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были
направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время,
забыть о предстоящей войне. В Вильне дается бал, на нем присутствует император.
Здесь же, на балу, была Элен Безухова, которая удостоилась танца с государем и
обратила на себя его внимание. Здесь же Борис Друбецкой, который, оставив свою
жену в Москве, принимал активное участие в подготовке бала. «Борис был теперь
богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, но
на равной ноге стоявший с высшими из своих сверстников». Во время бала
появляется посланник, Балашев, и что-то сообщает государю. Борис случайно
слышит, что Наполеон без объявления войны вступил в Россию. Государь, увидев
Бориса, делает ему знак, чтобы тот держал язык за зубами, и придворные
продолжают веселиться. На другой день царь Александр пишет французскому
императору письмо, в котором напоминает, что «Ваше Величество еще имеет
возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Тот же посланник,
Балашев, берется доставить письмо Наполеону. По пути к французскому императору
он встречается с Мюратом, который недавно был назначен неаполитанским королем.
«Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал», зачем
посланник идет к императору. Посланника препровождают далее - к генералу Даву,
который был «Аракчеев императора Наполеона». Даву демонстрирует
пренебрежительное отношение к русскому, но письмо все же передают, и на
следующий день посланник показывается при дворе Наполеона, который даже его
поражает своей роскошью и пышностью. Появляется Наполеон. «Он вышел, быстро
подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его
потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно
выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид,
который имеют в холе живущие сорокалетние люди... Он... тотчас же стал говорить,
как человек, дорожащий всякою минутой своего времени и не снисходящий до того,
чтобы приготавливать свои речи, а уверенный в том, что он всегда скажет хорошо,
и что нужно сказать». Наполеон начинает объяснять, что не он виноват в начале
войны, постепенно раздражается все больше и больше. Посланник почтительно
слушает, Наполеон выходит из себя и удаляется. Однако к обеду посланника
приглашают к императору, который за столом изъявляет большой интерес к России,
интересуется, сколько жителей в Москве, сколько домов, спрашивает, правда ли то,
что в Москве очень много церквей. Узнав, что в Москве более 200 церквей,
Наполеон удивляется, зачем так много, но тут же добавляет, что «впрочем, большое
количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа». Говоря
об Александре, Наполеон удивляется, зачем тот принял начальство над войсками:
«Война - мое ремесло, а его дело - царствовать, а не командовать войсками!»
После свидания в Москве с Пьером князь Андрей отправляется в Петербург. Домашним
он говорит, что едет по делам, но на самом деле - разыскать Анатоля и вызвать
его на дуэль. Но Курагин уже уехал из Петербурга, получив назначение в
молдавскую армию. В Петербурге князь Андрей встречает Кутузова, который
предлагает ему место в молдавской армии, на что Андрей сразу соглашается, так
как надеется встретить там своего обидчика. Князь Андрей понимает, что Курагин -
ничтожество, но, несмотря на все презрение, не может не вызвать его на дуэль.
Князь Андрей едет в Турцию, но в Турецкой армии Курагина не застает - тот снова
уехал в Россию. Когда до полка князя Андрея доходит известие о вторжении
Наполеона, он подает прошение Кутузову о переводе в Западную армию. «Кутузов,
которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившею ему упреком в
праздности», весьма охотно отпускает его и дает поручение к Барклаю де Толли. По
дороге князь Андрей заезжает в Лысые Горы, где все осталось по-прежнему, «будто
в заколдованном замке». Только его сын изменился и вырос. Старый князь
по-прежнему терроризирует княжну Марью, жалуется Андрею на ее бестолковость,
спрашивает его мнение на этот счет. Князь Андрей приходит в раздражение и
говорит, что отец поступает несправедливо, отдалив от себя дочь и вместо нее
приблизив к себе «недостойную француженку», которая, по его мнению, во всем и
виновата. Отец кричит, выгоняет сына. Перед отъездом Андрей разговаривает с
княжной Марьей, та жалуется ему на свою судьбу. Андрей восклицает: «Ах, боже
мой!.. И как подумаешь, что и кто - какое ничтожество - может быть причиной
несчастья людей!» Княжна Марья понимает, что, «говоря про людей, которых он
называл ничтожеством, он разумел не только мадемуазель Бурьен... но и того
человека, который погубил его счастье». Княжна Марья напоминает ему, что нужно
прощать своих врагов, на что князь Андрей возражает: «Ежели я был бы женщина, я
бы это делал. Это добродетель женщины. Но мужчина не может и не должен забывать
и прощать». Андрей прибывает в штаб армии в конце июня и находит там весьма
разношерстную публику - в штабе насчитывается около десятка «партий», которые не
сходятся во взглядах на войну.
Первая партия была: Пфуль и его последователи, теоретики, «верящие, что есть
наука войны, и что у этой науки есть свои неизменные законы».
Вторая партия была противоположна первой, ее члены, наоборот, требовали ничего
не составлять заранее, а ввязываться в драку и решать все по ходу событий. К
этой партии принадлежали Багратион, начинавший возвышаться Ермолов и другие. Они
считали, что «надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить
неприятеля, не впускать его в Россию, не давать унывать войску».
К третьей партии, к которой более всего имел доверия государь, принадлежали
придворные делатели сделок между обоими направлениями. В эту партию входил
Аракчеев. Из всех этих «партий» выделялась одна, девятая, в состав которой
входили люди старые, разумные, «государственно-опытные». Они считали, что все
дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при
армии, из-за чего «в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся
шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии». Один из
главных представителей этой партии, государственный секретарь, Шишков, написал
государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. Вняв просьбе,
государь отбывает из действующей армии, чтобы своим присутствием воодушевить
народ к войне в столице. Князь Андрей по-прежнему наблюдает за «деятельностью»
штаба, спорит с Пфулем, который разрабатывает план кампании. «Пфуль был один из
тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только
бывают немцы, и потому именно, что только немцы бывают самоуверенными на
основании отвлеченной идеи - науки, то есть мнимого знания совершенной истины.
Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и
телом, непреодолимо-обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин
самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего
государства в мире и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно,
и знает, что все, что он делает, как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец
самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский
самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не
верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь. Немец самоуверен хуже всех,
тверже всех и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку,
которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина». Генерал
Армфельд, молодой полковник Толь, Паулучи предлагают свои планы, но к общему
заключению прийти было невозможно. Князь Андрей понимает ненужность и
бессмысленность всей этой возни. «Заслуга в успехе военного дела зависит не от
них, а от того человека, который в рядах закричит: «Пропали!» или закричит:
«Ура!», и только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!»
Ростов служит в своем полку. В то время, пока он находился в отпуске, его
произвели в ротмистры. Через некоторое время он получает письмо от родителей с
известием о болезни Наташи и с просьбой приехать. Однако он отказывает, так как
считает невозможным во время начала военной кампании уезжать в отпуск. Именно
это удерживает его от женитьбы на Соне, которой он пишет нежные письма. До гусар
доходят слухи о идущих далеко от них боях. Приехавший офицер рассказывает о
подвиге Раевского, который, по его словам, вместе с двумя своими сыновьями
защищал мост и поднял своим личным примером жертвенности солдат в атаку. Ростов
слушает скептически, понимая, что все это в большей своей части выдумка, так как
во время боя обычно бывает такая неразбериха, что вряд ли кто смог бы заметить
этот «подвиг», а тем более узнать в двух молодых людях сыновей Раевского. Скоро
и гусарам пришлось побывать в деле. Прежде Ростов, идя в дело, боялся; «теперь
он не испытывал ни малейшего чувства страха... он выучился управлять своею душою
перед опасностью». Ростов замечает французских драгун, которые преследуют наших
улан. Оценив ситуацию, Ростов понимает, что ударить нужно немедленно, иначе
будет поздно. Он подает эту мысль начальнику, тот колеблется, и Ростов без
приказа ведет эскадрон в атаку. Он догоняет французского офицера, как делал это
с волком на охоте, ранит его саблей. Француз в ужасе смотрит на Ростова,
сдается. После возвращения гусар Ростова представляют к Георгиевскому кресту.
Ростов, ожидавший наказания за то, что повел эскадрон в бой без приказа,
понимает, что должен радоваться, но что-то его мучает. В конце концов, он
понимает, что это из-за французского офицера. Ростов видит в обозе своего
пленного француза, никак не может понять происходящего. Он несколько дней ни с
кем почти не разговаривал, и «все думал об этом своем блестящем подвиге,
который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему
репутацию храбреца, - и никак не мог понять чего-то. «Так они еще больше нашего
боятся! - думал он. - Так только-то и есть всего-то, что называется геройством?
И разве я делал это для Отечества? И в чем он виноват со своею дырочкой (у
француза на подбородке ямочка) и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал,
что я убью его! За что же мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали
Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю...»
Тем временем Наташа все болеет. Болезнь ее очень серьезна: она «мало ела, мало
спала, кашляла и никогда не оживлялась». Доктора постоянно наблюдали ее, и летом
1812 года Ростовы не уезжали в деревню. Время брало свое - «горе Наташи начало
покрываться слоем впечатлений прожитой жизни, оно перестало такою мучительною
болью лежать ей на сердце, начинало становиться прошедшим, и Наташа стала
физически оправляться». Наташа вспоминает прошлую беззаботную жизнь - дядюшку,
охоту и святки, дни, проведенные в Отрадном. Она знала, что все это кончилось и
не вернется никогда, а что ждет ее в будущем, Наташа не могла угадать. Безухов
постоянно бывает у Ростовых, он очень ласков и нежен с Наташей. Он никогда
больше не заговаривал с ней о своих чувствах, и Наташа решила, что словами о
том, что если бы он был свободен, то на коленях просил бы ее руки и сердца, Пьер
просто хотел утешить ее. Наташа мучается угрызениями совести, становится
религиозна - она молится за себя, прося прощения и т. д.» Это заметно при
описании сцены в церкви. «Когда молились за воинство, она вспоминала брата и
Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспоминала князя
Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло,
которое она ему сделала».
Пьер по-прежнему ведет рассеянную, праздную жизнь. Один из братьев-масонов, уже
после вступления Наполеона в Россию, говорит ему, что в Апокалипсисе сказано,
что придет «зверь в облике человеческом и число его будет 666, а предел ему
положен числом 42 ». Если все французские буквы в алфавитном порядке обозначить
цифрами (с 1 до 10, а дальше десятками - 20; 30; 40 и т. д.), то, написав
по-французски «Император Наполеон», подставив вместо букв цифры и сложив их,
получим 666. Если написать по-французски же «сорок два» и также сложить сумму
чисел, заменив на них буквы, то тоже получим 666. В 1812 году Наполеону
исполнилось 42 года - выходит, Антихрист - это Наполеон и конец ему наступит
именно в 1812 году. На Пьера это производит большое впечатление. Он пытается
посчитать сумму чисел в собственном имени и фамилии, но не получает 666. Путем
длительной подгонки ему все же это удается - Пьер пишет на французском «русский
Безухов», с нарушением грамматики подставляет артикль и получает искомый
результат. Добившись того, чего хотел, он думает о своем предназначении, о том,
что это совпадение неспроста, и именно ему предстоит каким-то образом стать
освободителем мира от Антихриста, то есть Наполеона. Пьер давно хотел поступить
на военную службу, но мешали этому: а) принадлежность к масонскому обществу,
которое проповедовало вечный мир и уничтожение войны, б) слишком много москвичей
предприняло подобный шаг, и Пьеру было отчего-то совестно поступать, как все, в)
самая главная - сумма цифр в именах «русский Безухов» и «император Наполеон»
равна 666, все предопределено, а значит, и делать ничего не надо, следует только
ждать, пока исполнится предначертание.
Пьер по-прежнему ездит к Ростовым. Младший сын Ростовых, Петя, умоляет Безухова
«замолвить за него словечко», чтобы его приняли в гусары, и тот обещает. Пьер
почти готов вторично признаться Наташе в любви, но стыдится своего чувства,
понимает, что он связан обязательствами (жена, положение), и решает больше не
посещать Ростовых.
Петя тем временем уговаривает родителей отпустить его служить в гусары, но
получает решительный отказ. В Москву приезжает царь, и огромная толпа народа
собирается глазеть на него. Петя также отправляется в Кремль с тайной мыслью
пробраться к царю и попросить государя записать его в гусары. В давке ему едва
удается остаться невредимым. Толпа кричит: «Ура!» Сидя верхом на царь-пушке,
Петя кричит вместе со всеми, хотя и не узнает государя. Во время обеда царь
выходит на балкон. Он держит в руке бисквит, от которого отламывается кусочек и
падает вниз. Какой-то кучер или лакей подхватывает этот кусочек, остальные
вырывают у него бисквит. Тогда царь выносит целую тарелку бисквитов и бросает их
в толпу. Народ выхватывает друг у друга «царское угощение», Петя тоже бросается
вперед и, сбив с ног какую-то старушку, получает желанное угощение «из рук
государя». Вернувшись домой, Петя решительно объявляет, что, если его не
отпустят служить, он сам убежит. На другой день, еще не до конца согласившись,
но и чтобы не доводить сына до столь отчаянных действий, граф Илья Андреевич
отправляется разузнавать, как бы пристроить Петю в более или менее безопасное
место.
Спустя три дня собирается большое Дворянское Собрание. Пьер также присутствует
на заседании, слушает споры неизвестно о чем, пытается вставить, что хотя он и
готов жертвовать деньги на ополчение, но желал бы узнать у военных или у самого
государя, какой предполагается план кампании, в каком состоянии войска и т. д.
На Пьера обрушивается шквал негодования собравшихся, и Безухов покорно
замолкает. Появляется царь, все растроганы, в единодушном порыве жертвуют
деньги. Из зала дворянства царь переходит в зал купечества. «Как потом узнали,
государь только что начал речь купцам, как слезы брызнули из его глаз, и он
дрожащим голосом договорил ее». За государем бегут два богатых купца, оба
плачут, один говорит: «И жизнь, и имущество возьми, Ваше Величество!» Пьер тоже
поддается всеобщему порыву и, услышав, что один из графов жертвует полк, тут же
объявляет, что отдает «тысячу человек и их содержание». Старик Ростов также
присутствует при этом и, вернувшись домой, соглашается на просьбу Пети и сам
едет записывать его.
Вы читаете краткое содержание романа Л. Н. Толстого "Война и мир" на Всё кратко.ру
Часть вторая
Общеизвестно, что причиной погибели войск Наполеона было, «с одной стороны,
вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России,
а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов
и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». В исторических сочинениях
одни говорят, что Наполеон с самого начала чувствовал опасность растяжения своей
линии, что он искал сражения, и его маршалы советовали ему остановиться в
Смоленске и т. д. Другие утверждают, что у русских с самого начала был план
заманивания Наполеона в глубь России. На самом деле ничего этого не было.
Завлечение Наполеона в глубь России «произошло не по чьему-нибудь плану, а
произошло от сложнейшей игры, интриг, желаний людей - участников войны, не
угадывавших того, что должно быть, и того, что было единственным спасением
России. Все происходит нечаянно».
После отъезда князя Андрея старый Болконский напустился на княжну Марью, обвиняя
ее в ссоре с сыном. Он перестает с ней разговаривать, но и отдаляет от себя
мадемуазель Бурьен. Княжне Марье пишет письма Жюли Карагина, теперь княгиня
Друбецкая, письма эти патриотические и написаны на ломаном русском языке,
которым Жюли владеет гораздо хуже, чем французским. Болконские получают известие
от Андрея, в письме он извиняется перед отцом за свои резкие слова и сообщает об
отступлении русских войск, о том, что французы могут занять Лысые горы, и что
надо в Москву. Старый князь Болконский бездействует, поэтому Десаль
(француз-гувернер)написал для княжны Марьи письмо к губернатору Смоленска.
Алпатыч, приказчик старого князя, уезжает в Смоленск.
Наполеон, подойдя к Смоленску, начал обстреливать его из орудий. Часть горожан
покидает город, часть остается. Вскоре распространяется приказ о сдаче города.
Некоторые лавочники, чтобы товары не оставались французам, поджигают свои лавки.
Здесь же находится князь Андрей. Он пишет сестре, что Лысые Горы будут заняты не
позднее, чем через неделю, и просит их уезжать в Москву. Письмо отсылается со
встреченным случайно в Смоленске слугой Болконских - Алпатычем. После оставления
Смоленска князю Андрею все представляется в мрачном свете. По дороге он заезжает
в Лысые Горы. Все его родные уехали в Москву, как он думает, остался только
Алпатыч. Несколько лип в саду срублено, Алпатыч говорит, что это последствия
остановки полка драгун. В саду князь замечает крестьянских девочек, которые
воруют зеленые сливы, и понимает, что жизнь, несмотря ни на что, продолжается
своим чередом. Он делает вид, что не заметил девочек, и отправляется дальше.
Уставшие на марше солдаты купаются в реке. Андрей смотрит на массу голых тел и
понимает, что это «всего лишь пушечное мясо, которое, возможно, скоро придется
пустить в дело».
Между тем в салонах Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой ничего не меняется,
несмотря на войну. С 1805 года в салоне Анны Павловны «говорят о Бонапарте с
недоумением, видя, как в его успехах, так и в потакании ему европейских
государств злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и
беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна
Павловна». В салоне выражаются патриотические чувства, что не нужно ездить во
французский театр, осуждаются те, кто оставляет Москву. Война представляется
этим людям какими-то пустыми демонстрациями и, по их мнению, скоро должна
закончиться миром. Князь Василий обсуждает у Анны Павловны назначение
главнокомандующим Кутузова: «Разве возможно назначить главнокомандующим
человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых
дурных нравов?» Все соглашаются с ним. Однако через некоторое время Кутузова
производят в фельдмаршалы, и князь Василий резко меняет свое мнение. В том же
салоне у Анны Павловны он говорит, что счастлив назначением Кутузова, а на
напоминание о своих прежних словах, что «Кутузов слеп и ничего не видит»,
отвечает, что он видит вполне достаточно.
Наполеон тем временем подходит к Москве. Он ищет сражения, но русские по разным
обстоятельствам отклоняются от этого. Денщик Ростова Лаврушка попадает в плен к
французам. Накануне он был высечен розгами за нерадивость, а затем отправлен в
деревню за курами, где он увлекся мародерством и был пленен. Наполеон лично
желает «смотреть на казака» и расспрашивает его о том, кто выиграет войну, что
он думает о Наполеоне и проч. Лаврушка, который сразу смекнул, что перед ним
Наполеон, принялся притворяться, будто не заметил этого. Когда Наполеон
заканчивает разговор и отъезжает, то просит передать казаку, что с ним говорил
сам Наполеон. Понимая, что от него ждут изумления, Лаврушка искусно
демонстрирует это, за что получает свободу. Этот случай был впоследствие описан
придворными историками Наполеона (правда, там не говорилось, что Лаврушка
притворялся). Лаврушка едет обратно, но ничего не рассказывает ни Ростову, ни
остальным, поскольку считает произошедшее с ним недостойным рассказа.
После возвращения Алпатыча из Смоленска отец князя Андрея решил собрать
ополчение, никуда не ехать, а защищать Лысые Горы до последней капли крови, о
чем написал главнокомандующему. Десаль и маленький князь уезжают в Богучарово,
княжна Марья остается с отцом. На следующий день старый князь облачился в
военный мундир, надел все свои ордена и приказал подавать коляску, чтобы ехать к
главнокомандующему. Но его хватил удар, и дворовые принесли его обратно. Княжна
Марья со старым князем и доктором уезжают в Богучарово. Там княжна узнает, что
Десаль с маленьким Николаем уже уехал в Москву. Положение старого графа
серьезное, надежды на исцеление нет. Княжна Марья молится, и, хотя со смертью
отца она наконец получит возможность жить свободно, она гонит прочь эти мысли и
молится, чтобы бог дал ему исцеление. Оставаться в Богучарове опасно, так как со
всех сторон наступают французы. Утром отец призывает княжну, слабым голосом
просит у нее прощения, благодарит за все добро, которое она сделала для него.
Князь говорит, что Россию погубили, и плачет. Когда Марья уходит, князь пытается
говорить сам с собой о сыне, о войне, приходит в гнев, и с ним делается второй,
последний удар. В Богучарове крестьяне славились своей непокорностью, меж них
постоянно бродили слухи, что царь даровал крестьянам волю, а хозяева мешают и
прочее. Одно время они бежали куда-то на юг и т. д. Теперь, во время войны, эти
настроения особенно обострились. Алпатыч слышал, что у мужиков какие-то сношения
с французами, один из них, вернувшись, привез бумагу о том, что казаки разоряли
деревни, а французы их не трогают. Мужики не хотят выделять подводы для княжны и
не хотят уезжать. Они утверждают, что с французами можно торговать. Мужик даже в
доказательство показывал ассигнацию в 100 рублей, выданную ему за сено (он не
знал, что она фальшивая). Алпатыч посылает к исправнику, а сам приказывает людям
дать подводы. Но у крестьян снова вечером сходка, они отказываются, хотят угнать
лошадей в лес.
Княжна Марья пребывает в нерешительности, мадемуазель Бyрьен тем временем
пытается уговорить ее никуда не ехать, а дожидаться французов, которые в
листовке обещают свое покровительство местным жителям. Управляющий пытается
оправдаться перед княжной Марьей, говорит, что часть лошадей подохла, часть
забрали под военные нужды, что мужики голодают и т. п. Княжна Марья приказывает
раздать мужикам господский хлеб. Вечером мужики являются к ней. Княжна Марья
выходит на крыльцо. Мужики заявляют княжне Марье, что они никуда не уйдут из
имения и хлеб ее им не нужен.
У Ростова теперь есть под опекой молодой юнкер Ильин, который ему во всем
подражает, как раньше это делал Ростов по отношению к Денисову. Ростов и Ильин
отправляются за сеном в Богучарово. Только что вернувшийся из плена Лаврушка
рассказывает о Наполеоне, с которым он лично разговаривал, они расспрашивают и
смеются. Ростов не знает, что Богучарово - имение Болконских. Появляется Алпатыч,
который рассказывает Ростову, что мужики отказываются отпустить из имения
княжну, грозятся выпрячь лошадей, если будет попытка уехать. Ростов встречается
с княжной Марьей и обещает ее сопровождать. Ростов в бешенстве наскакивает на
мужиков, приказывает вязать старосту и того, кто смеет противоречить Ростову.
Мужики пугаются и вяжут старосту и еще одного мужика. Через два часа подводы
стоят возле крыльца богучаровского дома, и в них начинают укладывать пожитки.
Ростов дожидается княжну Марью, не слушает слов благодарности, говорит, что так
на его месте поступил бы любой порядочный человек. Проводив княжну, Ростов
уезжает.
Княжна Марья довольно долго вспоминает о Ростове, чувствуя, как в ее душе
рождается нежное чувство. Ростов, приехав в часть и рассказав о своем
приключении, понял, что княжна Марья произвела на него хорошее впечатление.
Сослуживцы шутят, что «Ростов поехал за сеном, а подцепил одну из самых богатых
невест в России». Ростов сердится. Дело в том, что мысль о женитьбе на княжне
Марье приходила ему в голову раньше (родители этого хотели), но он помнил о
данном Соне слове.
Кутузов принимает командование всеми армиями, и вскоре князь Андрей получает
приказание явиться в главную штаб-квартиру. Приехав туда, князь Андрей
сталкивается с Денисовым, который уже подполковник. Андрей знал о первом женихе
Наташи по ее рассказам, и воспоминания снова ожили в его душе. Денисов
разговаривает с Андреем о плане кампаний, который он лично представлял Барклаю
де Толли, а теперь намерен представить Кутузову. План заключается в том, что
основная линия французов растянута, и, вместо того, чтобы действовать с фронта,
нужно действовать на их коммуникации и сообщения. Денисов говорит, что основной
системой должна стать одна - партизанская. Появляется Кутузов. С тех пор, как
князь Андрей его не видел, тот «еще больше потолстел и обрюзг». Андрей сообщает
Кутузову о смерти своего отца, Кутузов воспринимает это с сожалением, так как
хорошо знал старого князя. Денисов тем временем просит позволения изложить свой
план и начинает докладывать. Кутузов нехотя слушает, Денисов говорит
убедительно, Кутузов просит его остаться при штабе и обещает дослушать его
завтра, затем идет в штаб и рассеянно слушает штабных офицеров. «То, что говорил
дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов
презирал и знания и ум, и знал что-то другое, что должно было решить дело, -
что-то другое, независимое от ума и знания». После этого Кутузов подписывает
бумаги, идет отдыхать. Приглашает к себе князя Андрея, сообщает ему, что вызвал
в штаб для того, чтобы оставить при себе. Князь Андрей отказывается, говорит,
что при штабе служить не будет. Кутузов с одобрением встречает эти слова: «Иди с
богом своею дорогой. Я знаю, твоя дорога - это дорога чести». Далее Кутузов
говорит о войне, о том, что «советчиков много, людей мало», что нужно терпение,
чтобы изгнать неприятеля - «взять крепость нетрудно, трудно кампанию выиграть».
Князь Андрей возражает, что все-таки нужно будет принять сражение. Кутузов
отвечает, что «коли все захотят, так нечего делать». Князь Андрей возвращается к
себе успокоенный, думая о Кутузове, что «у него не будет ничего своего. Он
ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит,
все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не
позволит. Он понимает, что есть что-то сильней и значительней его воли, - это
неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и,
ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей
личной воли, направленной на другое».
Неприятель приближается к Москве, но москвичи начинают относиться к опасности
еще легкомысленнее, чем раньше. Растопчин выпускает афишки с разухабистыми
картинками, с «народным героем Карпушкой», который подтрунивает над французами,
говоря, что они «от капусты раздуются, от каши перелопаются, задохнутся», что
они все «карлики и их троих одна баба вилами закинет». В салоне Жюли Друбецкой и
в других аристократских салонах принято говорить только по-русски, тот же из
гостей, кто произносит хоть слово по-французски, должен платить в пользу
комитета пожертвований. Пьер решает продать свое имение, чтобы обмундировать за
свой счет полк. Пьер Безухов, по слухам, собирается облачиться в военный мундир
и ехать на коне впереди своего полка. При встрече Жюли не упускает случая с
иронией спросить Безухова, не намерен ли он сам вести полк в бой. Пьер
отшучивается, отвечает отрицательно. Жюли также сообщает Безухову о смерти
старого князя Болконского и о приезде княжны Марьи в Москву, рассказывает
историю чудесного спасения Марьи Николаем Ростовым, перевирая события, будто
Марью окружили, схватили, хотели убить, но только ранили ее людей. Ростов же
якобы без колебаний набросился на обидчиков и спас девушку.
Растопчин распространяет афишки, в которых божится, что враг не войдет в Москву,
и негласно запрещает выезжать из города. Пьер выслушивает доклад управляющего,
из которого следует, что расходы на ополчение разорят Безухова. В глубине души
Пьер даже радуется этому. Он едет по Москве и видит, как на Болотной площади
горожане устраивают экзекуцию над двумя французами - поваром и то ли учителем,
то ли чиновником. Их обвиняют в шпионаже. Пьер выходит из себя и поворачивает
домой. Безухов решает ехать в Можайск к войску, приказывает закладывать лошадей.
По дороге до него доходят слухи, что состоялось какое-то большое сражение, но
чем оно закончилось, никто не знает. Под Можайском во все стороны движутся
войска, Пьер оживляется, «Пьер не мог себе дать отчета, да и не старался уяснить
себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его
не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло
для него новое радостное чувство».
Сражение, о котором слышал Пьер, получило название Шевардинского. «Для чего и
как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине?.. Для чего было
дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни
малейшего смысла». Для русских результатом сражения стала необходимость сдать
Москву. Если бы полководцы руководствовались разумными причинами, то оба
уклонились бы от Бородинского сражения. «Наполеон понял бы, что, зайдя за две
тысячи верст и принимая сражение с вероятною случайностью потери четверти армии,
он шел на верную погибель». Историки потом найдут разумное обоснование
состоявшемуся сражению, будто бы от самого Смоленска русские отыскивали выгодную
позицию, которую и нашли при Бородине и т. д., но это неправда. Бородино не было
самой лучшей позицией. Бородинское сражение выставляют в более выгодном свете,
чтобы скрыть ошибки военачальников, а вследствие этого - умаляя славу русского
войска и народа. Из-за потери Шевардинского редута Бородинское сражение было
принято русскими на почти не укрепленной, открытой местности, с вдвое слабейшими
силами против французов. Двадцать пятого числа Безухов выезжает из Можайска,
видит раненых солдат, обозы, которые попадаются ему навстречу. Пьер пытается
разыскать «позицию», но не может ничего найти. Солдаты на дороге разговаривают о
том, что даже мужиков согнали копать укрепления «нынче не разбирают... всем
народом навалиться хотят; одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Пьер
видит, как строятся укрепления, и убеждается в справедливости этих слов (о
народной войне). Безухов спрашивает офицера о позиции, тот охотно отвечает на
вопросы, показывает, где стоят русские, а где находятся французы. Пьер идет
дальше. Неожиданно мимо него пробегают солдаты и ополченцы. Проносится слух, что
несут икону Иверской Божией матери. При стечении большого количества народа
служат молебен. Вместе с остальными к иконе подъезжает Кутузов. По окончании
молебна он спускается с лошади, подходит к образу и, тяжело опустившись на
колени, целует икону. Его примеру следует генералитет, а затем солдаты и
ополченцы. Поднимается давка. В толпе Пьер неожиданно встречает Бориса
Друбецкого. Несмотря на то, что Кутузов сократил число адъютантов, Борис все же
удержался при штабе и «пристроился» к графу Бенигсену, начальнику штаба, по
многим вопросам противостоящему Кутузову. Пьер хочет осмотреть позицию, Борис
приглашает его поехать вместе с ним, замечает, что по пути они будут проезжать
мимо полка князя Болконского. Пьер встречает и Долохова, который, по словам
собравшихся, «везде пролезет... ведь он разжалован, теперь ему выскочить надо.
Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил... Но молодец!»
Пьер подходит к Кутузову, говорит, что готов жизнью пожертвовать на благо
Отечества. Борис напоминает, что ополченцы, готовясь к смерти, надели чистые
белые рубахи. Кутузов слышит эти слова и говорит: «Чудесный, бесподобный народ!»
Когда Пьер отходит от Кутузова, к нему приближается Долохов и «накануне дня, в
который, бог знает, кому из нас суждено остаться в живых», просит Пьера простить
его за прошлое. Безухов прощает и обнимает Долохова. В числе прочих Пьер
проезжает мимо редута Раевского, который «будет для него памятнее всех мест
Бородинского доля». Бенигсен отдает распоряжения, не во всем согласующиеся с
замыслами главнокомандующего: не зная, что часть войска поставлена в засаду,
передвигает ее вперед, не сообщая об этом Кутузову.
Князь Андрей находится в разломанном сарае и, ожидая завтрашнего сражения, вновь
размышляет о смысле жизни, вспоминает о прожитом, понимая, что завтра его могут
убить. Он осознает, что его вера в идеальную любовь оказалась не более чем
миражом, что не следовало заставлять Наташу ждать его целый год, что в жизни все
получается гораздо проще и естественнее, чем он представлял себе. Приезжает
Пьер, заходит к князю Андрею. Здесь же находятся другие офицеры. Пьер
рассказывает о Москве и о расположении войск. Собравшиеся беседуют о Кутузове и
Барклае де Толли, Князь Андрей считает, что Барклай де Толли не годится, так как
он все рассчитывает и старается сделать как можно лучше. Он приказал отступать
под Смоленском, хотя дух и подъем русского войска был огромным. Барклай не
понимал, что под Смоленском русские впервые дрались за свою землю. Андрей
говорит, что искусства полководца вообще не существует, так как невозможно до
конца предугадать, что будет делать неприятель. Пьер удивленно замечает, что
существует распространенное мнение, будто война сходна с шахматной игрой. Князь
Андрей замечает: «Только с той маленькой разницей, что в шахматах над каждым
шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с
тою разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, а
на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты... Успех
никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиций, ни от вооружения, ни даже
от числа...» На вопрос, от чего же зависит успех, князь Андрей отвечает: «От
того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина(батальонный
командир), - в каждом солдате... Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его
выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потери были почти
равные с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, -
и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорей
хотелось уйти с поля сражения...» Князь Андрей добавляет, что для штабных и
многих прочих, с которыми Пьер ездил на позиции, война - это возможность
«подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». «Для меня на
завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись
драться, и факт тот, что эти двести тысяч дерутся; и кто будет злей драться и
себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни
было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра». Тимохин
соглашается с князем Андреем, говорит, что в его батальоне солдаты не стали даже
водку пить: «не такой день» говорят. Когда Пьер с Андреем остаются наедине,
Болконский еще раз говорит, что сражение будет выиграно, и добавляет, что если
бы он имел власть, то «я бы не брал пленных. Что такое пленные? Это рыцарство.
Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня
всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же
думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить... А то мы играли в войну - вот что
скверно, мы великодушничаем и т. п. Это великодушничанье и чувствительность -
вроде великодушия и чувствительности барыни, с которою делается дурнота, когда
она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с
аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о
рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и т. д. Все вздор. Я видел в
1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома,
пускают фальшивые ассигнации... Да хуже всего - убивают моих детей, моего отца и
говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и
идти на смерть!.. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо
понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную
необходимость. Все в этом - откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то
война - это забава праздных и легкомысленных людей... Цель войны - убийство,
орудие войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление
их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными
хитростями; нравы военного сословия - отсутствие свободы, то есть дисциплина,
праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И, несмотря на то - это
высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный
мундир, и тому, кто больше убил народу, дают большую награду...» Пьер уезжает,
князь Андрей возвращается в сарай, долго не может заснуть, вспоминает Наташу,
понимает, что любил в ней душевную силу, искренность. Он вспоминает, чем
кончилась его любовь, понимает, что Анатолю ничего этого не было нужно. Ничего
этого он не видел и не понимал, в Наташе он видел лишь хорошенькую и свеженькую
девочку, и этот человек, принесший другим столько страданий, до сих пор жив и
весел.
Накануне Бородинского сражения Наполеон долго не выходит из своей спальни и
оканчивает туалет. «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою
спиной, то обросшею жирною грудью под щетку, которою камердинер растирал его
тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на
выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог
знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону». Наполеону преподносят картину,
на ней изображен его сын, наследник престола, играющий в бильбоке(игрушка:
чашечкой на палочке ловят шарик, подбрасывая его) земным шаром. Наполеону
нравится картина, как и всем окружающим. Он приказывает вынести ее и поставить
перед своей палаткой, чтобы старая гвардия также посмотрела и порадовалась.
Наполеон пишет диспозицию, отдает распоряжения по войскам, которые впоследствии
не были выполнены, да и не могли быть выполнены, так как основывались на
незнании реальной обстановки. Во время самого сражения Наполеон был далеко от
поля битвы и также не мог отдавать разумных распоряжений, так как не владел
постоянно меняющейся обстановкой. Многие историки считают, что не в последнюю
очередь сражение под Бородиным не было выиграно Наполеоном оттого, что у него
был насморк. Если бы у него не было насморка, то он бы отдавал приказания еще
гениальнее и наверняка бы полностью выиграл сражение. Однако это не так.
«Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не
вследствие приказаний Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия:
французы, итальянцы, немцы, поляки - голодные, оборванные и измученные походом,
- в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что вино откупорено и
надо выпить его. Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы
его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо».
Вернувшись после поездки по линии, Наполеон говорит: «Шахматы поставлены, игра
начнется завтра». Затем вспоминает Париж, придворные интриги, изменения в свите
императрицы и т. д. Наполеон пьет пунш и ест пастилки, которые врачи прописывают
ему от насморка, жалуется окружающим на недомогание, не знает, как убить время
до утра. Утром Наполеон отправляется к Шевардинскому редуту, и сражение
начинается. Пьер засыпает в уголке, отведенном ему Борисом. Утром его будят,
когда сражение уже началось. Кутузов с кургана, на который поднимается Пьер,
отправляет одного из генералов к переправе, и Безухов увязывается за ним. Пьер
путается у всех под ногами, всем мешает. Он встречает нескольких знакомых,
которые с неудовольствием интересуются, что он делает на позиции. Один из
знакомых адъютантов приглашает Пьера на батарею Раевского. Возле кургана они с
Пьером расстаются, а в конце дня Безухов узнает, что этому адъютанту оторвало
руку. Пьеру кажется, что место, куда он попадает, - самое незначительное на всем
поле битвы, хотя дело обстоит совсем иначе. Появление «невоенной» фигуры Пьера в
белой шляпе сначала неприятно удивляет людей, на него испуганно косятся. Но,
заметив, что этот странный человек не делает ничего дурного, а смирно сидит на
откосе вала или «с робкою улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами,
прохаживается по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару»,
солдаты меняют свои настороженное к нему отношение на шутливое участие. В
нескольких шагах от Пьера, обдав его грязью, взрывается ядро. Солдаты
удивляются, как он не боится. Отношение к «барину» становится еще теплее. К
десяти часам человек двадцать уже уносят с батареи, два орудия выходят из строя.
Несмотря на потери, солдат охватывает восторг битвы, они обслуживают орудия
«радостно и слаженно». «Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не
интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание
того, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он
чувствовал) разгорался в его душе». Батарею обстреливают все сильнее, на Пьера
больше никто не обращает внимания. Молоденький офицерик, видимо, только что
выпущенный из Кадетского корпуса, на глазах Безухова падает убитым. На батарее
остается только восемь снарядов. Пьер вызывается принести снаряды, бежит под
гору, но ядро попадает прямо в ящик, и тот взрывается совсем близко от Безухова.
Его слегка контузит, он бежит обратно на батарею, видит, что старшего полковника
уже убили, на батарее французы, на глазах Пьера они закалывают нескольких
русских солдат. Безухов сталкивается с французским офицером и хватает того за
горло. Оба не понимают, что происходит, каждый из них думает: «Я ли взят в плен,
или он взят в плен мною?» Очень низко над их головами пролетает ядро, француз с
Пьером бросаются в разные стороны. В этот момент русские начинают атаковать,
французы бегут. Пьер видит на кургане людей, но многие, кто был на батарее
Раевского, убиты. Пьер сбегает с кургана, думая: «Нет, теперь они оставят это,
теперь они ужаснутся того, что они сделали!» На одном из курганов за ходом
сражения наблюдает в подзорную трубу Наполеон. К нему то и дело прибывают
адъютанты с сообщениями о ходе действия, однако все их доклады устаревают
прежде, чем они успевают донести их до полководца. Кроме того, многие адъютанты
просто не доезжают до места сражения и передают Наполеону информацию, полученную
из третьих рук. «Все распоряжения... делали сами начальники частей, бывшие в
рядах, не спрашивая даже мнения Даву и Мюрата, а не только Наполеона». На
просьбу адъютанта Мюрата о подкреплении Наполеон отвечает, что нет еще полудня,
и он не видит расположения шахмат. Наполеон начинает разговаривать с окружающими
о делах, не касающихся сражения. Приезжают еще несколько адъютантов, которые
тоже просят подкрепления, Наполеон отказывает. Все же он решает ввести в бой
резервные части, но в последний момент меняет одну дивизию на другую, что лишь
замедляет дело. Через некоторое время адъютантов прибывает все больше, и каждый
требует подкрепления: русские держатся на своих позициях, а французское войско
стремительно тает. В конце концов, французы отбивают Багратионовы флеши, но это
не приносит Наполеону и его окружению радости. Один из генералов предлагает
ввести в бой личную гвардию Наполеона. Тот отвечает, что за 3200 верст от
Франции он не может позволить себе отдать свою гвардию на разгром. Кутузов сидит
на лавочке, не делает никаких распоряжений, а только соглашается или не
соглашается с тем, что ему предлагают; бой идет с переменным успехом, в третьем
часу атаки французов прекратились. В русский штаб является немецкий генерал,
служащий в русской армии, и докладывает, что все пункты наших позиций в руках
неприятеля, «отбить нечем, потому что войск нет, они бегут, и нет возможности их
остановить». Кутузов приходит в бешенство, кричит: «Как вы смеете?!», заявляет,
что ему, главнокомандующему, настоящий ход сражения известен лучше, чем генералу
Барклаю (от которого и прибыл немец). «Неприятель отбит на левом, поражен на
правом фланге. Ежели вы плохо видели, то не позволяйте себе говорить того, чего
не знаете!.. Отбит везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско!
Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, - сказал
Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез». Немец говорит, что он
хотел бы получить письменный приказ от Кутузова атаковать, так как Барклай
(бывший главнокомандующий) старался избежать личной ответственности. Кутузов
отдает распоряжение написать приказ. Когда по войску разносится слух, что
«назавтра приказано атаковать», все офицеры и солдаты успокаиваются, «услыхав
подтверждение того, чему хотели верить».
Полк князя Андрея находится в резерве. Не сходя с места и не выпустив ни одного
заряда, полк потерял третью часть своих людей под артиллерийским огнем. Все
пребывают в ожидании, пытаются себя хоть чем-то занять. Князь Андрей ходит по
лугу, нахмуренный и бледный. Ядра пролетают рядом. Внезапно одно из них падает
совсем близко, князю Андрею кричат: «Ложись». Князь Андрей понимает, что на него
смотрят, и в то же время думает: «Неужели это смерть?.. Я не могу, я не хочу
умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...» Однако он пытается
упрекнуть в трусости человека, крикнувшего «ложись», но у него это не выходит,
так как ядро взрывается, и князь Андрей падает. Ранение приходится в живот, и
сбежавшиеся офицеры и солдаты понимают, что рана смертельна. Князя Андрея
относят в лесок, где был перевязочный пункт. Его вносят в палатку, кладут на
стол - один из трех, которые находились там. На соседнем столе лежит татарин,
которого оперируют, а на третьем - «высокий человек с вьющимися волосами,
который показался князю Андрею знакомым». Этот человек «судорожно рыдал и
захлебывался». Ему отрезают ногу, он просит показать ее, санитары показывают,
человек «рыдает, как женщина». Внезапно князь Андрей узнает в нем Анатоля
Курагина. Андрей вспоминает Наташу - такой, какой он увидел ее в первый раз на
балу 1810 года, «с тонкою шеей и тонкими руками, с готовым на восторг,
испуганным, счастливым лицом». «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная
жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей
не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над
собой и над их и своими заблуждениями. «Страдание, любовь к братьям, к любящим,
любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал
бог на земле, которой меня учила княжна Марья, и которой я не понимал; вот
отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был
жив». Хотя Наполеон любил разглядывать убитых и раненых на поле сражения, в этот
раз жуткий вид поля брани производит на него неприятное впечатление. Однако
через некоторое время Наполеон опять начинает отдавать распоряжения. «И не на
один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжелее
всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося;
но и никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни
истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и
правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать
их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной
света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого».
Объезжая поле сражения, Наполеон пытается утешить себя, обмануть, подсчитывает,
сколько на одного убитого француза приходится русских. «Хотя к концу сражения
люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады были бы перестать,
какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и,
запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и
спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили,
прикладывал и фитили...» «Русские не атаковали французов, они лишь стояли на
месте, загораживая дорогу на Москву. Но наполеоновская армия также не сделала
решительного броска. И хотя русская армия потеряла почти половину своего
численного состава, а французская армия только пятую часть, у французов не
хватило духу атаковать, так как русские, несмотря на огромные потери, продолжали
стоять так же стойко, как и вначале сражения». «Нравственная сила французской
атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными
кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором
стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника
в нравственном превосходстве врага и своем бессилии, была одержана русскими под
Бородиным».
Часть третья
Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. В штабе собирается
огромное количество народа, все обсуждают, как нужно действовать, согласия нет,
каждый пытается сказать что-то свое. Кутузов, слушая все эти мнения, становится
все озабоченнее и печальнее. «Из всех разговоров этих Кутузов видел одно:
защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих
слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой-нибудь
безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы
путаница и сражения все-таки бы не было». Бенигсен настаивает на защите Москвы,
так как в случае неудачи может всегда свалить вину на Кутузова, а в случае
победы приписать все заслуги себе. Кутузов уезжает из штаба. На следующий день
совещание продолжается. В одной из изб Кутузов и остальные генералы ждут
Бенигсена, который «доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра
позиций». Его ждут два часа. Наконец Бенигсен является и снова начинает речь о
необходимости защиты Москвы. Однако Кутузов принимает волевое решение и
приказывает отступать. Ночью Кутузов мучается, не может заснуть, говорит, что не
ожидал, что придется оставить Москву, а потом выкрикивает: «Будут же они
лошадиное мясо жрать, как турки!»
В Москве происходило то же, что и в Смоленске. Народ с беспечностью ждал
приближения неприятеля, но в самый последний момент находил в себе силы сделать
то, что было необходимо. «Богатые люди уходили, оставляя свое имущество,
беднейшие оставались и поджигали и истребляли то, что оставалось». Жители
оставляют Москву, несмотря на афишки и воззвания Растопчина, что он будет
собирать ополчение, что воздушные шары погубят французов, и проч. Бежали все
потому, что «не было вопроса, хорошо или плохо будет под властью французов, под
властью французов нельзя было быть, и это каждый понимал».
Элен возвращается вместе с двором из Вильно в Петербург, где оказывается в
несколько затруднительном положении. Дело в том, что она пользовалась
покровительством некоего вельможи, занимавшего одну из самых видных должностей в
государстве, а в Вильне сблизилась с одним молодым иностранным принцем. Теперь
они оба оказались в Петербурге, и оба предъявили свои права. Элен выпуталась
очень просто: она не стала ни оправдываться, ни хитрить, а пошла напролом,
заявив на первые же упреки вельможи, что во всем виноваты эгоизм и жестокость
мужчин и что никто не имеет права требовать у нее отчета в ее привязанностях и
дружеских чувствах. Элен добавляет: «Женитесь на мне», хотя понимает, что это
невозможно. Элен переходит в католичество, и, по слухам, даже папа римский
должен узнать о ней и прислать ей какую-то бумагу. Элен была хитра и прекрасно
понимала, что «обращение ее в католичество имело своею основною целью выжать из
нее денег в пользу иезуитских учреждений». Но Элен поставила условие, прежде чем
давать деньги: освободить ее от мужа. Элен пытается также нажать и на своего
второго любовника, сообщив ему то же самое, что и первому: единственный способ
обрести на нее права - это жениться на ней. И это подействовало. «Ежели бы
заметны были хоть малейшие признаки колебания, стыда или скрытности в самой Элен,
то дело бы ее, несомненно, было проиграно; но не только не было этих признаков
скрытности и стыда, но, напротив, она с простотою и добродушной наивностию
рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург), что ей сделали
предложение и принц, и вельможа, и что она любит обоих и боится огорчить и того
и другого. По Петербургу распространяются слухи, все толкуют о том, кто из двух
претендентов на руку Элен лучше, то есть вопрос о муже и разводе в общественном
сознании уже не стоит - расчет Элен оказался верным. На вопрос Элен, кого из
двоих предпочесть, все дают разные советы, дипломат Билибин, который был одним
из завсегдатаев салона графини Безуховой, отвечает, что лучше выходить за
старого графа-вельможу, который вскорости может умереть, и тогда, принцу будет
не унизительно жениться на вдове высокопоставленного государственного мужа. Мать
Элен пытается убедить ее, что при живом муже выходить замуж не позволяет
религия, на что Элен отвечает, что религиозные предрассудки ерунда и что ее
положение в свете значит гораздо больше. Она пишет письмо Пьеру, где сообщает о
своем намерении выйти замуж, просит его уладить все формальности с разводом и
передать бумаги подателю этого письма. Пьеру доставляют письмо по московскому
адресу как раз тогда, когда он находится на Бородинском поле.
После сражения Пьер долго блуждает, какие-то солдаты помогают ему найти своих.
Пьер засыпает, ему снится сон, в котором он пытается найти ответы на мучающие
его вопросы - о войне и мире, о жизни и смерти, долге и чувстве. На следующий
день Пьер возвращается в Москву и тут же встречает адъютанта Растопчина, который
сообщает, что Растопчин хочет его видеть. Пьер и с ним несколько других
влиятельных лиц едут к губернатору: У того все собираются, узнав о намерении
сдать Москву. Все возмущаются, стремясь снять с себя ответственность за
отступление. Некоторые предлагают драться с французами в городе, не отдавать ни
клочка земли; Пьер возражает, что военные люди ему говорили, будто в городе
сражаться никак нельзя и что позиция дурная. Растопчин по-прежнему
распространяет афишки, в которых на непонятном народу языке, хотя и
стилизованном под народную речь, пытается призывать к защите Москвы. Пьер
узнает, что многих его собратьев-масонов арестовали под предлогом того, что они
распространяли французские прокламации. Пьер пытается возражать, что их вина не
доказана, но его никто не слушает. Пьер приезжает домой, к нему приходят люди,
он распечатывает письма, узнает, что князь Андрей убит, что Элен собирается
замуж и проч. Утром Пьер, несмотря на то, что его в гостиной ждало человек
десять, вышел через черный ход и ушел из дома. «С тех пор и до конца московского
разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше
Пьера и не знал, где он находится».
Ростовы до самого кануна вступления неприятеля в Москву оставались в городе.
Графиня переживает за двух своих сыновей, которые находятся в армии. По обычной
беспечности графа все приготовления отложили на последний день. С 28 по 31
августа вся Москва находится в движении, по городу ползут противоречивые слухи,
жители уезжают из Москвы. Прибывает младший сын Ростовых, Петя, занимавшийся
вооружением людей, которые ехали из Москвы. Ростовы также получают письмо от
Николая, в котором он сообщает о своей необычной встрече с княжной Марьей.
Графиня втайне радуется, понимая, что это была бы достойная пара для его сына, а
заодно возможность поправить их дела. Наташа весела, это в основном происходит
оттого, что «она слишком долго была в подавленном настроении и грустила». Наташа
видит на улице обоз с ранеными, спрашивает офицера, можно ли раненым
остановиться в их доме. Провозившись достаточно долго с укладкой вещей, Соня,
Наташа и остальные понимают, что им не управиться, и остаются ночевать в доме.
Ночью привозят нового раненого, который оказывается Андреем Болконским. На
следующий день к Ростовым приезжает Берг, который по-прежнему служит в «покойном
и приятном месте», он рассказывает о геройстве русских солдат. У графа с
графиней размолвка из-за того, что граф хочет отдать часть подвод под раненых, а
графиня настаивает, что на них нужно вывозить добро, которого у них осталось и
так не слишком много. Наташа, узнав об этом, упрекает мать и настаивает, чтобы
подводы отдали, и раненые, которые размещались в их доме, начинают на эти
подводы грузиться. Соня видит коляску, в которой везут князя Андрея, и узнает
его. Она сообщает графине, та упрашивает ее не говорить об этом Наташе. Ростовы
отправляются в путь, Наташа смотрит в окно, оживленно болтая с домашними.
Внезапно замечает Пьера, который идет, одетый в кучерский кафтан, вместе с
каким-то старичком. Наташа спрашивает у Пьера, едет ли он куда-нибудь. Пьер
отвечает, что остается в Москве. Пьер разговаривает рассеянно, выглядит
полностью погруженным в свои мысли.
Наполеон находится на Поклонной горе, перед ним расстилается Москва. Он думает о
том, что свершилась его давнишнее, казавшееся невозможным желание, что этот
великий город лежит у его ног. Наполеон думает о том, что «с высот Кремля я дам
им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю
поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя... На древних
памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и
милосердия...» Наполеон отправляется завтракать, думая о том, как он осыплет
милостями «русских бояр», он мысленно уже назначал губернатора, который бы сумел
привлечь к себе население, «он думал, что как в Африке надо было сидеть в
бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари». Наполеон
ждет депутацию города, которая пригласила бы его в Москву. Не дождавшись
депутации, Наполеон подает знак, и войска вступают в город. Москва пуста.
Наполеона поражает это известие, это кажется ему невероятным. Он не едет в
город, а останавливается на постоялом дворе Дорогомиловского предместья.
Перед самым вступлением неприятеля в Москву начинаются беспорядки. Еще
оставшийся в городе фабричный и прочий люд выходит на улицу. Возле стен
Китай-города читают очередную растопчинскую афишку, которая теперь называется
указом. Народ не понимает, что ему читают.
Ростопчин раздражен тем, что Кутузов не считается с его мнением, что, несмотря
на его предложение о защите Москвы до последней капли крови, население покидает
город. Некоторое время к Растопчину еще приходят за распоряжениями, но когда
отступающие войска начинают проходить через город, перестают это делать. Перед
городской управой собирается толпа, которая чего-то требует от начальства.
Растопчин приказывает привести одного из арестованных, Верещагина, обвиняемого в
переводе с французского и распространении неприятельских листовок. Растопчин
выводит Верещагина на крыльцо и говорит, что этот человек - изменник, что он
продался Бонапарту и т. д. и т. п. Затем приказывает «бить, рубить» его. Народ
после некоторого колебания набрасывается на Верещагина. Несколько человек
задавили, кого-то по ошибке избили. Верещагина забивают до смерти. Растопчин,
«бледный и потрясенный, с трясущейся нижней челюстью», уходит. Отъехав на
некоторое расстояние, Растопчин начинает раскаиваться: «он с неудовольствием
вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными».
В конце концов, он успокоился той мыслью, что во все времена люди убивали друг
друга, и ничего страшного не произошло. По дороге Растопчину попадается
юродивый, который кричит о крестных муках, о растерзанных телах и проч. На
Растопчина это производит сильное впечатление, он вспоминает о своем
преступлении, понимая, что никогда не сможет о нем забыть.
Французы входят в город. Несколько человек пытаются оказать им сопротивление в
воротах Кремля, но безуспешно - их расстреливают из пушек. Французские
начальники пытаются запретить войскам расходиться по городу, остановить насилие
и мародерство. Но их усилия тщетны, и по всему городу начинается грабеж.
Впоследствии пожар Москвы приписывался русскими - французам, французами -
русским. Но вина в том ни тех и ни других. «Москва сгорела вследствие того, что
она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен
сгореть».
Пьер ушел из дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие
в народной защите Москвы. Затем Пьер вспоминает о кабалистическом значении
своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что именно
ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить
Наполеона, даже если придется при этом пожертвовать собственной жизнью. «Два
одинаково сильные чувства неотразимо привлекали Пьера к его намерению. Первое
было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья...
другое было то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему
условному, искусственному... ко всему тому, что считается большинством людей
высшим благом мира... Он вдруг почувствовал, что богатство и власть, и жизнь,
все то, что с таким старанием устраивают и берегут люди, - все это, ежели и
стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно
бросить». Пьер находится в пустом доме своего умершего благодетеля-масона Иосифа
Алексеевича, куда он пришел для того, чтобы разобраться в библиотеке покойного.
Пьер спит не раздеваясь, ест самую грубую пищу, и все это поддерживает его «в
состоянии раздражения, близком к помешательству». В дом приезжают французы с
тем, чтобы осмотреть комнаты и разместить солдат. Макар Алексеевич, сумасшедший
брат покойного Иосифа Алексеевича, напившись пьян, пытается выстрелить в
французского офицера, но Пьер выбивает у него пистолет, и тот промахивается.
Француз благодарит Пьера. Пьер уговаривает французского офицера оставить этот
поступок «невменяемого и пьяного человека» без наказания. Офицер, которого звали
Рамбаль, великодушно прощает Макара Алексеевича и приглашает Пьера к ужину, за
которым в беседе высоко оценивает храбрость русских солдат, стойкость русского
народа. Пьер говорит, что был в Париже, француз начинает вспоминать свою родину,
Пьеру противна болтовня француза, он хочет уйти, но не может. Француз между тем
предлагает ему свою дружбу, рассказывает «с легкою и наивною откровенностью
француза» историю предков, свое детство, отрочество, все свои родственные,
имущественные, семейные отношения. Потом принимается рассказывать о женщинах.
«Несмотря на то, что все любовные истории Рамбаля имели тот характер
пакостности, в котором французы видят исключительную прелесть и поэзию любви,
капитан рассказывал все свои истории с таким искренним убеждением, что он один
испытал и познал все прелести любви, и так заманчиво описывал женщин, что Пьер с
любопытством слушал его». Рамбаль рассказывает о своем последнем увлечении в
Польше, о том, как предмет его чувства долго и мучительно выбирал между долгом и
страстью. Пьер вспоминает о Наташе и начинает в ответ французу рассказывать, что
он всю жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина никогда не
может принадлежать ему. Пьер говорит, что «любил эту женщину с самых юных лет,
но не смел думать о ней, потому что она была слишком молода, а он был незаконный
сын без имени. Потом, когда он получил имя и богатство, он не смел думать о ней,
потому что слишком любил ее, слишком высоко ставил над всем миром и потому, тем
более, над самим собой». Француз не понимает, называет это платоническим
чувством, но более всего из рассказа Пьера капитана поражает то, что Пьер был
очень богат, что он имел два дворца в Москве, что он бросил все и не уехал из
Москвы, а остался в городе, скрывая свое имя и звание. Ночью Пьер с французом
выходят на улицу, Пьер видит окружающие его красоту и спокойствие, но внезапно
вспоминает о своем намерении убить Наполеона, ему становится нехорошо, он идет в
дом и через некоторое время засыпает.
Обоз Ростовых доезжает до Мытищ. Ночью люди замечают над Москвой зарево пожара.
На графа, Наташу и графиню это производит ужасное впечатление, графиня плачет.
Наташа уже знает о том, что князь Андрей находится здесь. Еще с утра, когда ей
сказали про присутствие князя Андрея и его рану, она решила, что должна увидеть
его. Ночью, когда родители засыпают, Наташа выходит из комнаты и в страхе перед
тем, какого князя Андрея она увидит - изуродованного, недвижимого, - идет туда,
где располагаются раненые. Наташа находит кровать князя Андрея, встает перед ней
на колени, и Андрей протягивает ей руку.
С того момента, как Болконский получил ранение, прошло семь дней, на протяжении
которых он почти постоянно пребывал в беспамятстве. На седьмой день ему
становится лучше, но доктор отмечает это с некоторым неудовольствием, потому что
он знает, что при ране князя Андрея выжить нельзя и что если он не умрет теперь,
то умрет несколько позже, но с еще большими мучениями. Андрей спрашивает у
Тимохина, майора его полка, который также ранен, нельзя ли достать Евангелие,
затем снова впадает в беспамятство и лишь повторяет, чтобы ему дали Евангелие.
Доктор удивляется, как князь Андрей терпит, потому что знает - боль должна быть
ужасной. В промежутках между беспамятством Андрей размышляет о своей жизни,
понимает, что «ему открылось новое счастье, неотъемлемое от человека... счастье,
находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека,
счастье одной души, счастье любви. Понять его может всякий человек, но сознать и
предписать его мог только один бог». Князь Андрей понимает, что «это не та
любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та
любовь, которую он испытал в первый раз, когда, умирая, увидал своего врага
(Анатоля) и все-таки полюбил его». Он понимает, что истинная любовь - это любить
все окружающее, все живое, любить бога во всех проявлениях. «Любить человека
дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью
божеской». Он вспомнил Наташу и «в первый раз понял всю жестокость своего
отказа, увидел жестокость своего разрыва с ней». В этот момент князь Андрей
видит Наташу, которая подходит к нему, понимает, что это настоящая, живая
Наташа. Она просит простить ее, Андрей отвечает, что любит ее. «С этого дня, во
время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа
не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не
ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым».
Пьер просыпается в доме Иосифа Алексеевича, вспоминает о своем намерении, берет
кинжал, отказавшись от пистолета (слишком заметен) и уходит из дома. По Москве
полыхает пожар. На дороге ему попадается какая-то женщина с несколькими детьми,
которая, рыдая, кричит, что младшую дочку оставили в горящем доме. Ее
муж-чиновник не знает, что предпринять. Пьер вызывается помочь. Девка, которой
женщина приказывает проводить Пьера, отводит его к горящему дому. Рядом французы
мародерствуют, взламывают двери, отнимают у жителей добро. К дому подойти
невозможно - он весь охвачен пламенем. Пьер спрашивает о ребенке у французов, те
его отводят к скамейке, под которой лежит девочка лет трех. Пьер хватает ее и
бежит к тому месту, где оставил чиновника с женой, но тех уже нет. Пьер пытается
спрашивать о них окружающих, но это не приносит никакого результата, только
какая-то баба говорит, что вроде бы знает родителей девочки. Пьер видит
армянскую семью, к которой подходят французы, один из которых снимает со старика
сапоги, а другой срывает с молодой красавицы армянки ожерелье. Пьер отдает
ребенка той бабе, которая предположительно знала его родителей, и бросается на
французов. Один убегает, другого Пьер сбивает с ног, начинает душить. В это
время появляется конный французский разъезд, Пьера избивают, обыскивают, находят
у него кинжал и принимают за шпиона. Пьера допрашивают, он дерзко отвечает
французам, не называет своего имени. Из всех задержанных людей Пьер казался
самым подозрительным, и его под строгим караулом французы помещают отдельно.