Сочинения по литературе на тему... Школьные сочинения
Сочинения: Заболотский Н.А.
Сочинение по произведению на тему: Стихотворение Н Заболоцкого «Гром идем». (Восприятие, истолкование, оценка )
По свидетельству Н.А. Заболотского, его творчество делится на два основных периода: 1) 20-е -начало 30-х г; 2) с 1932 г.
-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист, член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В.Хлебникова. Первые стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчёркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы.
По выражению самого поэта - это "стих почти непохожий на стих". Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический мир Н. Заболотского. От гротескного зыбкого метра, соответствовавшего гротескному содержанию и стилю произведений 20-х
годов, автор переходит к традиционной тематике, драматическому психологизму при изображении человеческих переживаний, к чистым классическим размерам, отказываясь от всего изощрённого, стилистически изысканного. Лиричнее, мелодичнее
становится тональность стихотворений. Большим разнообразием отличается жанрово-стилевая структура его поэтики. Лексика - самая обычная, обиходная, но всё пронизано гуманистическим мировоззрением поэта, глубоким философским смыслом, и в результате создаются удивительно гармоничные, прекрасные и неповторимые произведения Н.А.Заболотского.
Одно из них стихотворение "Гроза идёт", написанное в 1957 году. Это произведение условно можно разделить на две части. В первой(1-3-я строфы) автор создаёт образ грозы. Вторая часть(4-7 строфы) - это развёрнутое описание и в тоже время сравнение лирического героя с "деревом печали". Не случайно здесь сравнительный оборот "как ты". Это стихотворение поразило меня своей выразительностью. Тут что ни слово - то образ, что ни образ - то дивное художественное описание:
Движется нахмуренная туча...
...С фонарём в приподнятой руке.
Какая странная, но интересная метафора "туча ... с фонарём в руке"! Она просто не может не заворожить. Удивительны и другие образы стихотворения - всё в движении и оттого живые. Олицетворения, к примеру, здесь очень динамичные:
Движется нахмуренная туча...
...Движется огромна и тягуча...
...Сколько раз она меня ловила...
...Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!
Большое количество эпитетов("нахмуренная туча, огромна и тягуча", "каменный гром", "робкие шаги", "тёмный небосклон") и метафор ("туча с фонарём в приподнятой руке", "белый блеск вольтовой дуги", "мёртвая корона", "живое сердце древесины", "дерево печали") передаёт внутреннее состояние поэта, печаль его души. Поэтому "краски"
в стихотворении тёмные, мрачные: "нахмуренная туча", "тёмный небосклон", "иглы почерневшие". Необычно сравнение:
лирический герой, то есть сам автор, сопоставляет себя с кедром, "деревом печали".
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнём сжигали на лету.
Возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые "били", "огнём сжигали на лету" лирического героя. Стоит лишь только вспомнить, что пришлось пережить Заболотскому. И арест по ложному, сфабрикованному обвинению, и жестокие издевательства, "урок" в лагерях и ссылках. Вот поэтому "сквозь живое сердце древесины" кедра, а значит и самого лирического героя, "пролегает рана от огня..." Да, страшная метафора. А ведь в этом стихотворении построено по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картинам
человеческой жизни, состоянию души автора. Образ умирающего дерева с "мёртвой кроной" соответствует трагичным чувствам героя с "лютым холодом" в душе. Это стихотворение, написанное Заболотским за год до его смерти, затрагивает и тему
завершающейся человеческой жизни:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца...
"Иглы почерневшие с вершины Осыпают звёздами" лирического героя. А если верить преданию, то падающая звезда олицетворяет оборвавшуюся жизнь. Но минорную ноту в стихотворении разбавляет последняя строка:
...И в душе ... и любовь, и песни до конца!
Здесь я вижу и творческий принцип Заболотского: "Мысль-Образ-Музыка" — идеальная тройственность, к которой стремится каждый поэт. Великолепная звуковая организация стиха - ритм, рифмы, звукообразы. Ещё Фет сказал: "Что не выскажешь словами - Звуком на душу навей". Аллитерация рождает звукообразы: так, в первой строфе богатая
аллитерация(повторение звуков "р" и "ж") способствует восприятию того, что заложено в поэтической лексике. Не случаен и размер произведения(анапест), который делает его более весомым, заставляет задуматься над философией произведения. В этом произведении автор предстаёт перед нами гуманистом. Он сочувствует дереву, которое много лет росло у его балкона. С этим кедром у лирического героя, наверняка, связаны разные воспоминания. Природа, по Заболотскому, не противопоставление человеку. Он как бы растворён в ней. Поэт восхищается ею, но в тоже время и задумывается о
собственном исчезновении, об ужасной тоске разъединения с природой. Это стихотворение поразило меня своими необычными, но всё-таки реальными художественными образами. В нём Заболотский, охваченный красотой и печалью природы, изображает её живой, но это описание наполнено грустью и неизбывной тоской:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!