Все сказки мира


Сочинения: Тургенев И.С.

Сочинение по произведению на тему: Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”


В романе “Отцы и дети” И.С. Тургенев затрагивает важную для 60-х годов XIX века

проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал, существует и будет существовать во все времена развития

общества. Поэтому даже с течением времени роман “Отцы и дети” не потерял своей

актуальности. Два поколения, сопоставленные

И.С. Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие — “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети” в силу обстоятельств стали выразителями различных идей.

Главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Базаров. Базаров — сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, “нигилист” и “бунтарь”. У него небрежные манеры, говорит Базаров кратко и отрывисто, не вынуждает себя к любезности, резок и

грубоват. Базаров говорит о себе, что он “не мягкое существо”. Отца он просит “не

нежничать”, Аркадия — “не говорить красиво”. Он отрицает не только поэзию, но и

музыку, искусство, любовь к природе.

В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым он выступает отрицателем авторитетов, принципов и всякого “романтизма”. Базаров — врач по образованию. Естественные науки привлекают Базарова именно потому, что они опираются на опыт. Он считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. В то же время герой И.С. Тургенева — человек острого ума, крепкая, волевая, честная натура. Это человек, совершенно не способный притворяться и лицемерить. Его ненависть к безобразному состоянию общества искренняя и глубокая. Базаров — враг “болтовни” и “фразы”, склонен к шутке и иронии, в нем настоящая человеческая гордость. Когда пришла к нему сильная страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу, и насколько он здесь оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила своим “спокойствием”.


Главный идейный противник Базарова в лагере “отцов” — Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл его “уездным аристократом”, потому что, даже живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек. Павел Петрович — это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красоте ногтей. Прошлое Павла Петровича — погоня за миражом, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать.

Кирсанов возненавидел Базарова с первых же дней приезда “лекаришки” в Марьино. Он

чувствовал в этом “нигилисте” сильного противника, и в конце концов, не кто иной,

как этот “нигилист”, заставил его в беседе с братом сделать признание: “Я начинаю

думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме...” Все принципы Павла Петровича сводятся к одному — защитить старый порядок. Базаров же стремится этот порядок уничтожить. В спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои взгляды на знание науки и искусства, на самодержавно-крепостнический строй, на народ.

После дуэли представитель “отцов” Павел Петрович Кирсанов вынужден был признать, что “господин Базаров вел себя отлично”. Несомненна и его затаенная под внешним равнодушием большая любовь к своим “старикам”. Сцены болезни и смерти довершают трагический образ Базарова. На далеком сельском кладбище нашло свое успокоение “страстное, грешное, бунтующее сердце” Базарова.

После свадеб Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки Павел Петрович уехал за границу доживать свой век. Он поселился в Дрездене и пользовался там общим уважением как “совершенный джентльмен”.

Тургенев писал “Отцов и детей” с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждениям, что “правые” и “левые” одумаются и прекратят братоубийственные споры, грозящие трагедией как им самим, так и судьбе России.