Сочинения по литературе на тему... Школьные сочинения
Сочинения: Серебряный век русской поэзии
Сочинение по произведению на тему: Серебряный век русской поэзии
Истинная поэзия - это любовь, мужество и жертва. Ф. Гарсия Лорка
Эти слова величайшего испанского поэтов, мне кажется, больше всего подходят к блестящей плеяде русских поэтов конца XIX - начала XX века И действительно, после Пушкина и Лермонтова это был самый яркий “всполох” в литературной жизни русского общества: Ахматова, Цветаева, Пастернак, Ходасевич, Есенин, Гумилев и многие, многие другие.
В России всегда была щедра на таланты, но удивительно то, что к началу XX века в стране появился целый ряд гениальных поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе.
Это были люди высокообразованные, знакомые не только с культурой своей страны, но и историей, литературой, мифологией и различными искусствами других стран и народов. Может быть, поэтому сразу же замечаешь, что почти все поэты обращаются к древнему эпосу. В произведениях Максимилиана Волошина красной нитью проходит тема Бога:
Вначале был Мятеж,
Мятеж был против Бога,
И Бог был Мятежом.
И все, что есть, началось чрез Мятеж.
И как различно каждый из поэтов воспринимает великого пророка человечества Христа! Николай Гумилев представляет Иисуса в розовых одеждах, со светящимся нимбом над головой, идущим к людям и несущим им радость нового знания:
Он идет путем жемчужным
По садам береговым.
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.
Страдающая душа Ивана Бунина раскрывается Христу, чтобы найти у него покой:
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и краткость синей дали.
Любовь... Поэты всех времен посвящали ей строки своих стихов, сонетов, поэм. Но каждый поэт по-своему видит мир любви, в котором суждено ему жить.
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь, —
пишет Марина Цветаева, надолго разлученная с мужем, но пронесшая любовь к нему через всю свою жизнь. Мир любви Анны Ахматовой совсем другой:
А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Александр Блок навсегда останется для читателей певцом неразгаданной тайны Прекрасной Дамы:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Но самая большая любовь в жизни русского поэта — это любовь к России. Именно ей во все времена посвящали самые прекрасные строки наши великие поэты: Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Мандельштам и Белый, Клюев и Гумилев. Игорь Северянин склоняет голову, воспевая родину:
Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
А вот задумчивые родниковые струи поэзии Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих отозванных.
Сергей Есенин принял русскую революцию, как Блок и Маяковский, и в семнадцатом году он пишет:
О, Русь! Взмахни крылами,
Поставь иную крепь.
С иными именами
Встает иная степь.
Но впоследствии он смотрит на все происходящее в России по-новому. Многие приняли революцию 1917 года, но вместе с большевизмом приходят голод, разруха и долгие годы войны. Войны гражданской, где брат идет на брата и отец на сына. Если сначала все мечтали о переустройстве общества, о лучшей жизни для народа и всей страны, то потом все чаще звучит страшное слово — эмиграция. Один за другим уезжают талантливые люди: ученые, писатели, музыканты. А вместе с ними уезжает, исчезает, раскалывается на кусочки русская культура, складывавшаяся веками. Мощный поток старой культурной традиции чувствуется в произведениях писателей и поэтов “серебряного века”. Марина Цветаева пишет Борису Пастернаку из Берлина:
Расстояние, версты, мили...
Нас рос-ставили, рассадили,
Не рассорили — рассорили,
Расслоили...
Стена да ров
Расселили нас, как орлов —
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили — растеряли.
Эти строки дышат горечью. В Германии, Франции, Швейцарии в русских кафе, где собираются эмигранты, звучали стихи Есенина, Белого, Ходасевича, Блока. Но кому нужны были там, за границей, эти истерзанные болью строки, обращенные к любимой России:
Идет по луговинам летия
Таинственная книга бытия
Российского — где судьбы мира скрыты —
Дочитана и наглухо закрыта.
И рыщет ветер, рыщет по степи —
Россия! — Мученица! —
С миром спи!
(Марина Цветаева)
А те. кому удалось вернуться или каким-то образом остаться в России, какие “награды” готовила им “обновленная Родина”! Ссылки, лагеря, голод, письма, никогда не отправленные друзьям и родным, находившимся за границей, и огромнейшая работа... в стол. Произведения ходили в списках, тайно вывозились за границу, чтобы мы, сегодняшние читатели, получили истинное представление о том времени, хотя многие лучшие произведения читатели не увидели и по сей день.
Дмитрий Мережковский пишет 11 февраля 1918 года:
...Да будут прокляты слова,
Дела и люди.
Да будут прокляты!
Если гаснет свет — я ш чего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю...
А в ответ, как взрыв, гордо, пророчески-победоносно звучат строки Зинаиды Гиппиус:
Она не погибнет, — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся — верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, — верьте!
Но что нам наше спасенье!
Россия спасется — знайте!
И близко ее воскресенье.
Как много пережили эти люди, как много они испытали, сколько потерь! И все их чаянья, беды и расставания сливаются в “Молитве” Анны Ахматовой:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар.
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар.
Так молюсь за своей литургией
После стольких мучительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей!