Все сказки мира


Сочинения: Пушкин А.С.

Сочинение по произведению на тему: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (6)


 Тема вольности является одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает значение его в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: “Вольность”, “Сказки”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Свободы сеятель пустынный...”, “Пророк”, “Во глубине сибирских руд...”, “Арион”, “Анчар”, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...”, “(Из Пиндемонти)”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”.

    Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

    Стихотворения “Вольность”, “Сказки”, “К Чаадаеву”, “Деревня” написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже достиг значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.

    Стихотворение “Вольность”, созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как впервые в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:

    

    Хочу воспеть Свободу миру,

    На тронах поразить порок...

    

    В стихотворении используется прием олицетворения (“Свобода”, “Вольность”, “Закон” воспринимаются как что-то живое).

    Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, власть должна “сочетаться” с ним.

    

    Владыки! вам венец и трон

     Дает Закон — а не природа;

    Стоите выше вы народа,

    Но вечный выше вас Закон...

    

    Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. Поэт заявляет:

    

    И горе, горе племенам, <...>


    Где иль народу, иль царям

    Законом властвовать возможно!..

    


    То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца. В этом стихотворении юный Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье (“возвышенный Галл”). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо “Общественный договор” (о роли закона в обществе). В этот период воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных, бесправных людей драться за свою свободу: “Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!” Но очевидно, что в это время у Пушкина не сложилась еще своя собственная точка зрения, потому что он еще очень молод и в какой-то степени находится под влиянием чужих взглядов. Поэтому даже в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.

    Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство даже злодея преступно:

    

    Молчит Закон — народ молчит,

    Падет преступная секира...

    

    Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.

    В стихотворении Пушкина есть такие строки:

    

    Самовластительный злодей!

    Тебя, твой трон я ненавижу,

    Твою погибель, смерть детей

    С жестокой радостию вижу...

    

    Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, “по юности”, и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.

    Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.

    В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:

    

    Склонитесь первые главой

    Под сень надежную Закона,

    И станут вечной стражей трона

    Народов вольность и покой...

    

    Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.

    Хотя в стихотворении “Вольность” еще много противоречий, “чужих” суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из главных произведений, раскрывающих тему свободы.

    Стихотворение “К Чаадаеву” (1818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:

    

    ...Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья

    Напишут наши имена!

    

    Стихотворение “Деревня” написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.

    Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова “но” (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество (“барство дикое”, “рабство тощее”).

    

    Здесь девы юные цветут

    Для прихоти бесчувственной злодея...

    

    В стихотворении также присутствует декабристская терминология (“друг человечества”, “просвещенная Свобода” и т. д.).

    В стихотворении “Деревня” есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не “снизу”, а “сверху”.

    

    Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный

    И рабство, падшее по манию царя,

    И над отечеством Свободы просвещенной

    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

    

    Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.

    Стихотворение “Узник” (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.

    В “Узнике” символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также используется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.

    В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение “Свободы сеятель пустынный...” (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:

    

    Паситесь, мирные народы!

     Вас не разбудит чести клич.

    К чему стадам дары свободы?

     Их должно резать или стричь.

    

    В стихотворении “Пророк” (1826 г.) слова “свобода”, “воля” не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, нужно вынести непомерные страдания и муки.

    Стихотворения 1827 года “Во глубине сибирских руд...” и “Арион” можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:

    

    Я гимны прежние пою...

    В стихотворении

    “Во глубине сибирских руд...”

    

    Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:

    

    Оковы тяжкие падут,

     Темницы рухнут — и свобода

    Вас примет радостно у входа,

    И братья меч вам отдадут...

    

    Стихотворение “Арион” написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.

    Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.

    Стихотворения “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...” (1834 г.) и “(Из Пиндемонти)” (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.

    В период “подведения итогов” в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом “внутренней свободы”.

    В стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...” “Воля” воспринимается Пушкиным уже не как декабристская “вольность”: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой “Войны и мира” Л. Н. Толстого...

    В стихотворении “(Из Пиндемонти)” (оно является своеобразной мистификацией, так как Пушкин из цензурных соображений назвал свое собственное произведение переводом из итальянского поэта) духовная свобода противопоставляется “вольности”, которую Пушкин воспевал раньше:

    

    Иные, лучшие, мне дороги права;

    Иная, лучшая, потребна мне свобода...

    

     В этом стихотворении поэт выдвигает своего рода жизненную программу. Он понимает, что смысл жизни заключается не в борьбе с властью или преклонении перед нею, а в духовной независимости, в наслаждении “божественной” красотой природы и “созданьями искусств и вдохновенья”, а также — и, может быть, в первую очередь — в творчестве.

    Тема свободы возникает и в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836 г.).

    Это своего рода подведение итогов всей творческой жизни Пушкина, его поэтическое завещание, в котором политическая вольность и духовная свобода сливаются в единое гармоничное целое:

    

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я Свободу

    И милость к падшим призывал...


Другие сочинения на тему "свободы в лирике" Пушкина