Все сказки мира


Сочинения: Островский А.Н.

Сочинение по произведению на тему: Способы отражение авторского взгляда на мир в комедии А. Н. Островского <Лес>


В <Лесе>, как и во всяком другом произведении, отражается ав-торский взгляд на мир. Немаловажную роль для подобного обще-ния между автором и читателем играют ремарки, тем более что пьесы Островского рассчитаны не только на постановку на сцене, но и на простое чтение. Сначала в этих кратких пояснениях мы видим лишь чисто функциональную роль, но ведь большинство из них могут сказать массу интересного о характере персонажа, при-знать особый оттенок окружающей его обстановки. Многие великие произведения <построены на ремарках>, и пьеса <Лес> не является исключением. По словам одного из критиков: <В ремарках Остров-ского на единицу смысла приходится очень мало слов, а на одно слово - бездна разных смыслов>. Теперь рассмотрим конкретные ремарки в данном произведении и попробуем понять их значение и соответственно роль.В начале любой пьесы мы встретим описание действующих лиц. Здесь автор отмечает основные черты своих персонажей, то, что ка-жется ему в них наиболее важным. В этой комедии список действу-ющих лиц открывает Раиса Павловна Гурмыжская. Островский от-мечает ее общий траурный вид и вскользь упоминает о рабочем ящичке, который она носит с собой постоянно. Далее идет ее родст-венница, Аксинья Даниловна, и уже по ремаркам можно догадаться о незавидном положении этой девушки в доме. Следующая затем <звездная пара> господ Милонова и Бодаева поразительно напоми-нает, несмотря на все их внешние различия между собой, другую парочку - Бобчинского и Добчинского. И уже здесь в ремарках есть намек на это: они обобщены как <богатые соседи Гурмыж-ской>. После этого в списке мы встречаем имя Восьмибратова. Он - <купец, торгующий лесом>. А надо сказать, что в данном произведении лес играет довольно интересную роль. Являясь, с одной стороны, вместителем <темных сил>, с другой - он символи-зирует все живое в поместье Гурмыжской. Таким образом, от человека, который занимается его куплей-продажей, ничего хорошего ждать не приходится. <Петр, его сын>. Из этой ремарки мы прак-тически ничего не узнаем о Петре. И действительно, подобно Бори-су в <Грозе>, он выполняет здесь функцию скорее обстановки, не-жели действующего лица. И последний интересный для нас здесь персонаж - это Алексей Сергеевич Буланов, <молодой человек, не доучившийся в гимназии>. Так мало слов, а мы можем уже многое предполагать в его характеристике.Конечно, значение этих персонажей станет понятно лишь потом, по ходу развития действия, но и при первом обзоре о них уже кое-что можно сказать.Далее идет первая ремарка описательного характера. Подобные пояснения несут в себе определенную символику, создают лиричес-кий или же бытовой фон. Описывают они в пьесе в основном усадь-бу Гурмыжской: дом, природу. Есть также описание перекрестка, на котором встречаются дорога, ведущая к дому Гурмыжской, и путь в город Калинов.Рассмотрим сначала ремарки, относящиеся непосредственно к усадьбе. Вначале нам дается описание внутреннего расположения дома: <...большая зала. Прямо две двери. Налево от зрителей окно и дверь в сад... богатая мебель, трельяжи, цветы>.У <скромной распорядительницы своих денег> неплохой домик. Далее в двух местах мы встречаем описание сада: <Старый густой сад: налево от зрителей... терраса барского дома, уставленная цве-тами...> И другая часть сада: <направо беседка, налево садовая ска-мейка, вдали, сквозь деревья, видно озеро>. Не случайно столь по-дробное описание, поскольку это место нам очень важно. Именно здесь раскрываются все тайны. Например, Счастливцев сообщает Несчастливцеву о взаимоотношениях между Гурмыжской и Булановым. Интересно в этой ремарке и упоминание о луне. Луна - это символ трудной, несчастной любви. Под луной встречаются Петр и Аксюша. В лунную ночь происходит встреча Счастливцева с Ули-той, во время которой последний, прикинувшись влюбленным, уз-нает тайну Несчастливцева. И самое главное, при луне Гурмыж-ская открывает свои чувства Буланову. Причем конец этой встречи весьма печален для Буланова. Вот какую роль может <сыграть> одна маленькая ремарка в судьбах стольких персонажей.Второй разновидностью данного типа пояснения является опи-сание перекрестка. На этом месте мы впервые встречаем Счастлив-цева и Несчастливцева, видим любовное свидание Аксюши и Петра. Вот как оно описывается в пьесе: <Лес, две неширокие дороги идут с противоположных сторон из глубины сцены и сходятся близь авансцены под углом. На углу крашеный столб, на котором, по направлению дорог, прибиты две доски с надписями; на правой: <В город Калинов>, на левой: <В усадьбу <Пеньки> помещицы г-жи Гурмыжской>. У столба низенький пень...> Описание этого перекрестка несет в себе определенную символику. Это как бы место пересечения двух жизненных путей, на котором стоит столб с ука-занием не просто направлений, а событий, соответствующих ему. В особенности это важно для Несчастливцева. Отправиться к Гур-мыжской и жить в этом <погибшем мире>, но в роскоши, или же пойти по дороге в Калинов и жить бедно, но честно и свободно. Ин-тересно также, что на пень садится Аксюша, а затем и Несчастлив-цев, о чем говорится в последующих ремарках. Это как бы указы-вает на их принадлежность к <Пенькам>.В следующей ремарке идет описание Счастливцева и Несчас-тливцева. В последнем мы видим лишь резкие, глубокие черты, в то время как в образе второго актера заметна лишь мягкость, соче-тание насмешливости и робости. По кратким характеристикам внешности мы можем многое сказать о характерах этих двух персо-нажей.Теперь перейдем к ремаркам, важным при описании характеров героев. Здесь хотелось бы прежде привести общую мысль о том, что авторские пояснения, по словам одного из критиков, и в <Грозе>, и в <Лесе> показывают человека не в развитии, а его статичное состо-яние, что делает их для нас еще более ценными.Начнем со сцены разговора Карпа и Аксюши. <Вынув из карма-на письмо>, Аксюша просит Карпа передать его Петру. Причем во время разговора она <отворачивается к окну>. Это действие говорит о том, что ей стыдно за тайные отношения. Они очень тяготят ее. Здесь же она <серьезно> заявляет, что не хочет денег, вырученных за лес, то есть денег, полученных столь варварским путем. В сле-дующей сцене через ремарку опять показана восприимчивость, чувствительность и порядочность Аксюши. Отвечая на развязное пове-дение Буланова, она <почти сквозь слезы> говорит о своем возму-щении и обиде. И уже <строго> ставит его на место словами: <А если не ваше, если чужое>. И опять же <тихо>, сознавая свою вину, <отвечает на насмешку Буланова о том, что лучше его ей же-ниха не найти, словами: <Ошибаетесь. Захочу поискать, так найду, а может, уж и нашла>. И в разговоре с Петром она <сердито> гонит его прочь после слов возлюбленного о том, что ничего особенного в их свиданиях нет и что любить его - это ее женская <обязан-ность>.Следующий характер, раскрытию которого немало помогают ре-марки, - характер Буланова. Уже в сцене с Аксюшей его поведе-ние просто отвратительно. <Увидав Аксюшу, подходит к ней и очень развязно кладет ей на плечо руку>. На гневный возглас воз-мущения Аксюши отвечает <обидясь>, говоря, что ее поведение удивляет его и что он не видит причин для такой реакции на его действия. А по словам Аксюши о том, что не все покупается за деньги, <презрительно улыбаясь>, отвечает: <Философия!> Именно ремарки, передавая всю лицемерность поведения Буланова, помогают нам понять идеологию <не доучившегося гимназиста>. Он хоро-ший актер, как практически все другие жители и посетители <Пеньков>, и это видно из ремарок к его диалогу с Гурмыжской: <Увидав Гурмыжскую, помогает ей сойти с террасы и целует руку>, <с участием> спрашивает о здоровье. И затем автор, быть может для того чтобы усилить наше негативное отношение к Була-нову, неожиданно вводит перед его репликой такую ремарку: <Злобно улыбаясь>. И вся слащавость его слов сводится на нет. Он до того забавляется все время этой встречи, что позволяет себе не-слыханную дерзость: <Обнимает Гурмыжскую и хочет поцеловать>. И лишь после того как она уходит, он осознает свою <ошибку> и <падает на скамейку> с криком: <Пропал, пропал, пропал!> В своем поведении он доходит до того, что начинает <горячо> спорить с Не-счастливцевым. Будь это трагедия, эти ремарки не только раскры-ли бы нам характер героя, но и сыграли бы весьма плачевную роль в его судьбе.Следующей героиней, характеристика которой полно отражает-ся в ремарках, является сама Гурмыжская. Особенно интересны для ее характеристики пояснения, не относящиеся прямо к ней, а характеризующие поведение героев, с которыми она вступает в раз-говоры. Например, ее диалог с Аксюшей. Во всю его продолжитель-ность девушка отвечает <потупя глаза, тихо>. Сама Гурмыжская во время всей беседы говорит <со смехом>, как бы издеваясь над Ак-сюшей. Это можно было бы рассматривать как простые функциональные ремарки, характеризующие взаимоотношения между бед-ной родственницей и ее богатой благодетельницей, если бы самих героинь мы воспринимали так же. Но разве не видим мы в Гур-мыжской некую <царицу> в этом ограниченном мирке, ее поместье. Она как какая-то колдунья или Баба-Яга, прикрываясь маской добродетели, творит свои <темные дела>. Например, продает лес, единственное живое место, что в ее имении еще осталось. С этой точки зрения боязнь Аксюши взглянуть ей в глаза чувствуется нами совсем по-иному, возникает какое-то ощущение суеверного страха. Продолжая эту тему, надо сказать и о разговоре Гурмыж-ской с Улитой, ее верной служанкой. В то время как последняя <таинственно> пересказывает ей новости, Гурмыжская <смотрит ей в глаза>, пытаясь выведать, не скрыла ли та чего. В таком аспекте эти ремарки можно уже отнести и к характеристикам, и к поясне-ниям, создающим определенное <настроение> произведения. На примере разговора Гурмыжской с Улитой можно показать и еще один любопытный момент, отраженный в ремарках. Как уже было сказано, Гурмыжская только притворяется добродетельной, но ведь не она одна. Все обитатели ее дома, включая Милонова и Бодаева, играют роли, и эта театральность их поведения передана в ремар-ках. В вышеупомянутой беседе героини постоянно делают поясняю-щие жесты руками, о чем указано в ремарках, говорят с <жаром>. Для того чтобы подчеркнуть ненатуральность всех этих людей, вво-дится в произведение и Несчастливцев. В одной из ремарок даже говорится о том, что его высказывание взято из Шиллера. И подоб-ным образом как бы ставится под сомнение правдивость речей всех там присутствующих, тем более что никто из них не догадался о принадлежности этих слов пьесе <Разбойники>. Здесь же интересна по своему оттеночному значению и ремарка, относящаяся к репли-ке Гурмыжской. После провокационных слов Несчастливцева она произносит: <Комедианты> - и при этом <пожимает плечами>. От этого незначительного на первый взгляд пояснения теряется одно-значность заявления. Произнеси она его без единого действия, да еще с пафосом, сразу стало бы ясно, что она истинно или притвор-но, но хочет высмеять таким образом Несчастливцева и Счастлив-цева. Эта же ремарка <сбивает> все впечатление. То ли она хочет таким образом казаться равнодушной к словам племянника, то ли не уверена в правильности своих слов, а может, и в правильности адресата, к которому они направлены. А может, просто она на-столько теряется или даже пугается при словах Несчастливцева, что жест этот выходит произвольно. Последние ремарки, которые мне бы хотелось рассмотреть в своем сочинении, - это пояснения к разговору о купле-продаже леса между Гурмыжской и Восьмибра-товым. Там аж два раза встречается ремарка <молчание>. Зачем она введена здесь? Для усиления пафоса, для привлечения внима-ния. Но к чему? Обычный разговор, подумаешь, лес. И здесь опять же приходит на ум мысль о единственном живом уголке в этом <мертвом царстве>, от которого спешит избавиться его хозяйка, не умея сберечь. И опять же смысл ремарок приобретает более высо-кое значение. Это уже не чисто функциональные пояснения, а свое-образный <восклицательный знак>.Можно было бы поговорить и о чисто функциональных ремар-ках, но это кажется мне скучным и не столь уж необходимым, поэ-тому позволю себе опустить этот момент.И заканчивая свое сочинение, мне хотелось бы сказать, что меня не перестает удивлять многообразие <детализационной симво-лики>, которое столь многие авторы используют в своих произведе-ниях и к которым, несомненно, относятся ремарки.