Сочинения по литературе на тему... Школьные сочинения
Сочинения: Платонов
Сочинение по произведению на тему: Путешествие в фантастический город Чевенгур (по роману Платонова «Чевенгур»)
«Чевенгур» Андрея Платоновича Платонова – это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия, хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили, «что еще рожь не поспеет, а социализм будет готов».
Платонов описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм уже построен, но картина этого «рая на земле» довольно непривлекательная. Люди в этом городе практически ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество – угнетению», а также работа объявлена «пережитком жадности и эксплуатации» и отменена. «За всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием».
Однако практически каждую субботу местное население в городе «трудилось», перетаскивая с места на место «на руках» сады или передвигая дома.
Зажиточных людей истребили всех до одного, назвав их «остаточной сволочью». «Буржуев в Чевенгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа».
На освободившееся место Прошка привозит убогий люд, который ожил в гнездах истребленной «остаточной сволочи», а также потребовал женщин – «товарищей особого устройства».
Народ в этом романе ждет коммунизма, очищенного от человеческих слабостей, где не нужно работать, где не нужны женщины и дети, где не жаль тех, кто умирает, кто убит. Жители Чевенгура, одураченные своими руководителями, считают, что все эти преобразования нужны для победы над смертью в сверхчеловеческом коллективе.
Один из главных персонажей романа Саша Дванов является положительным героем. Его усыновил Захар Павлович, пришелец. Прошка Дванов приходится сводным братом Саши, это мерзавец и подлец, главный «теоретик» в коммуне. Степан Копенкин – командир полевых большевиков. Его лошадь звали Пролетарской силою, а возлюбленную – Роза Люксембург. Еще один из центральных персонажей – Чепурной, председатель ревкома в Чевенгуре.
Все эти люди мечтают об идеальном социалистическом обществе. Это общество состоит не только из коммунистов, таких как Дванов и Чепурной, но и из беспартийных людей, для которых революция стала идеалом нравственности, совестью и высшим судьей. Писатель задается вопросом о возможности создания новой жизни людей при новом строе, о том, нравственна ли революция и приемлем ли коммунизм, для построения которого она совершена.
В романе судьба нескольких десятков людей, которые жили чуть-чуть лучше других и поэтому теперь не имеют никакого права на существование, решается лично Чепурным.
Людей убивают без суда и следствия. И когда на «одиночное убийство» человека товарищем Пиюсей секретарь ЦИКа Прокофий с возмущением говорил, что: «коммунисты сзада не убивают», он услышал в ответ, что коммунистам «нужен коммунизм, а не офицерское геройство!» Платонов возражает против таких утверждений, цель не может оправдывать средства, нельзя построить всеобщее счастье людей даже за счет одной человеческой жизни.
В романе писатель решает проблему истинного и ложного. Истинное то, что естественно, искренно и исходит из души, а все безнравственное то, что противоречит естественному ходу человеческой жизни и человеческой природе. Создание идеального коммунистического общества любыми путями – это и есть противоречие, глумление над человечеством. Город Чевенгур получился трагическим и жалким, печальным и смешным.
Саша не хочет жить после того, как понимает, почему Чепурной и большевики так хотят построить коммунизм. Копенкин о сложившемся положении вещей говорит: «Тут зараза, а не коммунизм». Он арестовывает Чепурного из-за того, что тот бедный народ «коммунизмом не обеспечил», и запирает его в алтарь. В это время на Чевенгур налетают кадеты и убивают всех жителей. В живых остается только Прошка. На такой трагической ноте заканчивается жизнь и построение «коммунизма» в фантастическом городе Чевенгуре.
Роман Платонова предостерегает будущие поколения от повторения жестоких ошибок прошлого и всевозможных противоестественных экспериментов.