Все сказки мира


Сочинения: Некрасов Н.А.

Сочинение по произведению на тему: Народность поэзии Некрасова


    Когда я думаю о долге художника, о его честности перед временем и перед собой, перед Родиной и перёд народом, я прежде всего вспоминаю о Некрасове.
    И. Рыленков
    Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени — смены дворянского периода освободительного движения разночинским. “Кнутом иссеченная муза” Некрасова — это доля порабощенного народа, чья ненависть, чьи муки уже сгущались в грозовые тучи неистовых крестьянских волнений. Обращаясь к Родине, и Пушкин и Лермонтов видели национальное величие русского народа, его историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец, простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую природу. Для Некрасова в понятие Родины входил прежде всего трудовой народ, крестьянин — кормилец и защитник земли Русской. Поэтому патриотизм поэта был органически связан с антидворянским протестом против угнетателей мужика. Для Некрасова, как и для его друзей и единомышленников — Чернышевского и Добролюбова, крестьянство было носителем революционной силы, способной взорвать ненавистную крепостническую систему. Некрасов был поэтом крестьянской революции, таково было его “новое слово”, с которым он вошел в русскую поэзию.
    Положение крепостного мужика, насущные его требования — вся эта жестокая проза превратилась под пером Некрасова в материал высокой поэзии. Мужик стал главным героем Некрасова.
    Муза Некрасова, “муза плачущая, скорбящая и болящая, всечасно жаждущая, униженно просящая”, муза “мести и печали” — родная сестра простой крепостной женщины:
    Вчерашний день, часу в шестом,
     Зашел я на Сенную,
     Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
     Лишь бич свистал, играя...
    И Музе я сказал:
    “Гляди! Сестра твоя родная!”
    1848 г.
    Какова позиция Некрасова по отношению к народу? Прежде всего, это любовь и сострадание к нему, глубокое сочувствие его тяжелой судьбе.
    Суровая правда, боль за человека слышатся в стихотворении “В дороге”. Бесхитростными словами рассказывает поэту ямщик о своей жене — крепостной, получившей образование, а потом по прихоти барина выданной за простого мужика. В этом рассказе — трагедия живой загубленной души.
    Много стихов посвятил Некрасов судьбе простой русской женщины:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля — с рабом повенчаться,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться,
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    “Мороз, Красный нос”
    Народный поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и восславил тип “величавой славянки”; он скорбел о ее судьбе, но и восторгался, гордился ее красотой, нравственной силой:
    В игре ее конный не словит,
     В беде не сробеет — спасет:
    Коня на скаку остановит,
     В горящую избу войдет!
    “Мороз, Красный нос”
    Недаром на похоронах Некрасова впереди процессии шли две крестьянки в полушубках и несли венок с надписью: “От русских женщин”.
    Мрачные картины жизни простого народа рисует Некрасов в стихотворениях “Несжатая полоса”, “Плач детей”, “На Волге”, в цикле стихотворений “О погоде” и многих других.
    Где уж нам, измученным в неволе,
     Ликовать, резвиться и скакать,
    Если б нас теперь пустили в поле,
    Мы в траву попадали бы — спать.
     Нам домой скорей бы воротиться —
    Но зачем идем мы и туда?..
    Сладко нам и дома не забыться:
    Встретит нас забота и нужда'.
    Там, припав усталой головою
    К груди бедной матери своей,
    Зарыдав над ней и над собою,
     Разорвем на части сердце ей...
    “Плач детей”
    Ненависть поэта к самодержавию, скорбная любовь к Родине, забитым и страдающим людям труда, осуждение покорности народа и непоколебимая вера в его силы звучат в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Именно поэтому царская цензура не пропускала это стихотворение в печать пять лет, а Герцен, опубликовавший его в “Колоколе” в I860 году, писал: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. В этом стихотворении, осуждающем покорность народа, и зовущем его проснуться, выражается взгляд революционера-демократа Некрасова на народ:
    Где народ, там и стон... ..
    Эх, сердечный!
    Что же значит твой стон бесконечный?
    Ты проснешься ль, исполненный сил,
    Иль, судеб повинуясь закону,
    Все, что мог, ты уже совершил —
    Создал песню, подобную стону,
    И духовно навеки почил?..
    Некрасов в своих произведениях опирается на устное народное творчество и в то же время выступает как продолжатель традиций Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ. Использует он и достижения И. С. Тургенева, создавшего в “Записках охотника” яркие типы людей из народа. Стихотворения поэта “Орина — мать солдатская”, “Катерина”, “Калистрат” и другие раскрывают духовный облик крестьянина. В своих произведениях о народе Некрасов выделяет народное трудолюбие, внутреннюю и внешнюю красоту, великое терпение, ум, смекалку, выносливость, широту души, доброту, тягу к знаниям, способность к бунту, с одной стороны, с другой — темноту, религиозность, холопство отдельных крестьян, привычку к рабству.
    Тему народного труда поднимает Некрасов в стихотворении “Железная дорога”. И здесь он выступает как революционер-, демократ.
    По мнению генерала, описанного в стихотворении, народ — варвар, скопище пьяниц; по мнению же автора, народ — главный создатель всех материальных и духовных ценностей. Более того, поэт зовет к действию, деятельности против угнетателей, верит в будущее народа, который
    Вынесет все — и широкую, ясную
     Грудью дорогу проложит себе.
    Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывая ненависть к угнетателям народа. Существенно новым было то, что поэт, обращаясь к народу, указывал ему путь к освобождению. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.