Все сказки мира


Сочинения: Некрасов Н.А.

Сочинение по произведению на тему: Родина в лирике Некрасова


   Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К отчизне холоден душой...
    Н. А. Некрасов
    В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова читаем: “Родина — отечество, родная страна, место рождения...” Можно согласиться с этим определением. Но более глубинный и духовный смысл этому слову дает Некрасов в стихотворениях “Родина”, “Тишина”, “Рыцарь на час”, “Поэт и гражданин”. Вот известные строки из стихотворения “На Волге”:
    Но вдруг я стоны услыхал,
     И взор мой на берег упал.
    Почти пригнувшись головой
     К ногам, обвитым бечевой,
    Обутым в лапти, вдоль реки -
    Ползли гурьбою бурлаки...
    Красавица-Волга становится для Некрасова “рекою рабства и тоски”, символом бедствий народных и великой скорби:
    Волга! Волга!..
    Весной многоводной
     Ты не так заливаешь поля,
     Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля...
    Родина для Некрасова — не только родная земля, русская природа, но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге.
    Стихотворение “Родина” — начало той поэзии, в которой зазвучали помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей несвободы:
    Но помню я: здесь что-то всех давило,
    Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
    Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным неприятием отцов-тиранов, “разврата грязного и мелкого тиранства”. Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:
    ... Научился я терпеть и ненавидеть,
     Но, ненависть в душе постыдно притая,
     Где иногда бывал помещиком и я...
    Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 50—70-х годов, в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:
    Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая.
    Ты и всесильная, Матушка-Русь!
    В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает освобождения народа, призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания:
    Поэтом можешь ты не быть.
    Но гражданином быть обязан.
    Стихотворение “Рыцарь на час” — это голос проснувшейся совести. В произведении чувствуются жажда бодрости, силы, деятельного служения добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной жизнью. Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою мать-страдалицу, отдает себя на суд ей:
    От ликующих, праздно болтающих,
    Обагряющих руки в крови,
    Уведи меня в стан погибающих
    За великое дело любви!
    Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно предельно обобщен. Мать для поэта — символ всего лучшего, чистого. Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова “мать” и “Родина” сливаются в масштабный образ Родины-матери.
    Некрасов решительно выступает против излишней покорности народа-труженика. Трудно не почувствовать горький сарказм, которым проникнут финал стихотворения “Железная дорога”:
    Выпряг народ лошадей — и купчину
     С криком “Ура!” по дороге помчал... .
    Кажется, трудно отрадней картину
    Нарисовать, генерал?..
    Да, Некрасов не певец смирения. Об этом говорит и “Песня Еремушке”. Лирический герой обращает к дремлющему младенцу (русскому народу) такие слова:
    Будешь редкое явленье, Чудо родины своей;
     Не холопское терпенье Принесешь ты в жертву ей:
     Необузданную, дикую К угнетателям вражду
    И доверенность великую К бескорыстному труду.
    В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” показано постепенное пробуждение крестьянского сознания (образы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны и др.). Тип интеллигента-разночинца воплощен в образе Григория Добросклонова. Григорий слагает песни о будущем Руси. Цель его жизни — освобождение России, счастье для него — в борьбе за справедливость. Заметим, что такая борьба была необходима и после отмены крепостного права.
    “Довольно ликовать в наивном увлеченье,—
    Шепнула муза мне,— пора идти вперед:
    Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”
    Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской поэзии. И в наше время она служит образцом взыскательной любви к Отчизне, любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой та ни была.