Все сказки мира


Сочинения: Некрасов Н.А.

Сочинение по произведению на тему: Народность поэзии Н.А. Некрасова


   "Любимейший русский поэт, — писал Добролюбов, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила". В стихах Некрасова действительно были жизнь и сила, так как его творчество прежде всего впитало поэзию простого народа.
    Когда читаешь множество его стихов о крестьянах, такое впечатление, будто сами крестьяне делятся с нами своими радостями и горестями. Язык стихов при внешней простоте языковых форм музыкален и ярок. Речевые характеристики органично вписываются в повествование, не нарушая ритмику строф. Когда мы читаем:
    Стала скотинушка в лес убираться,
    Стала рожь-матушка в колос метаться, —
    мы чувствуем подлинность русского слова. Как типично для того времени словосочетание "рожь-матушка",
    выражавшее кровную связь крестьянина с долгожданными колосьями!
    Даже о свекле поэт способен говорить с восторгом:
    Точь-в-точь сапожки красные
    Лежат на полосе...
    Синтез стихов Некрасова с народной речью, с изустными преданиями, сказками, поговорками очевиден и придает его поэзии особую прелесть:
    Весной, что внуки малые,
     С румяным солнцем-дедушкой
     Играют облака...
    Идет — по деревьям шагает,
    Трещит по замерзлой воде,
     И яркое солнце играет
    В косматой его бороде...
    Протяжные русские песни были знакомы Некрасову с детства. Хотя для маленького Коли, сына помещика, детство не было столь безоблачным, как обычно протекает оно у его сверстников из зажиточных слоев общества. Отец Некрасова не разрешал ребенку дружить с ребятишками из простонародья, а у Коли основные приятели были как раз из их числа.
    Виноватым он себя не чувствовал, напротив, только за воротами усадьбы он имел полноценную возможность познавать мир. Он сам к старости вспомнит:
    Под наши густые старинные вязы
    На отдых тянуло усталых людей.
    Ребята обступят: начнутся рассказы
    Про Киев, про турку, про чудных зверей...
    Способствовала его общению с простыми людьми и его няня, крепостная крестьянка. Наверное, в России тех лет все няни были прекрасными сказочницами, по крайней мере свою он вспоминал с добрым юмором:
    Однажды няня говорит:
    "Не бегай ночью — волк сидит
    За нашей ригой, а в саду
    Гуляют черти на пруду!"
    И в ту же ночь пошел я в сад.
    Не то чтоб я чертям был рад,
    А так — хотелось видеть их.
    Я постоял на берегу.
    Послушал — черти ни гугу!
    Я пруд три раза обошел,
    Но черт не выплыл, не пришел.
    О характере мальчика повествует его сестра. Она вспоминает, как в десятилетнем возрасте Коля полез за подстреленной уткой в ледяную воду, хотя его собственная собака войти в озеро не решилась. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило.
    Наследственный характер помогал мальчику, так как контрасты между идиллией деревенской природы, грубостями отца и невежественными учителями гимназии были разительными.
    ...Придешь, бывало, в класс
    И знаешь: сечь начнут сейчас...
    В итоге Некрасов научился создавать свои литературно-народные песни. Такие, как "Солдатская песня", "Песня убогого странника", "Русь", "Зеленый шум" и многие другие. Создавая эти песни, он мечтал, что придет время, когда:
    Уступит свету мрак упрямый,
    Услышишь песенку свою
    Над Волгой, над Окой, над Камой...
    Но поэт не был бы патриотом и одним из создателей "Современника" — журнала, постоянно критикующего правительство и царский режим, если бы и в песнях не высказывал революционные для того времени идеи. Например, "Песню убогого странника" Некрасов написал в то самое время, когда Александр Второй объявил, что он освобождает крестьян от помещичьей власти.
    Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?
    Холодно, странничек, холодно,
    Холодно, родименький, холодно!
    Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь?
    Голодно, странничек, голодно,
    Голодно, родименький, голодно!
    Во многих стихах поэт открыто призывал крестьян к бунту и заранее приветствовал революцию:
    Рать подымается — Неисчислимая!
    Сила в ней скажется Несокрушимая!
    Поэт обеспечил свое бессмертие. Но мы нынче больше знаем и любим его не как политика, а как певца и рассказчика. Коробейники, Мороз — красный нос, дед Мазай, зеленый шум, который "идёт-гудёт", русская женщина, способная остановить на скаку коня и войти в горящую избу, — эти образы, эти фразы, ставшие поговорками, и есть истинное наследие великого поэта. Достаточно, к примеру, взять немудрящее стихотворение "Соловьи", но как много оно вместило: и описание крестьянской семьи, и призыв беречь птиц, и курскую природу, и горечь от податей и рекрутчины...
    Смотрите, как великолепно сложен неторопливый рассказ крестьянки. Она качает малыша и бает старшим:
    ...А в роще, милые мои,
    Под разговор и смех народа
    Поют и свищут соловьи
     Звончей и слаще хоровода!
     И хорошо и любо всем...
    Да только — (Клим, не трогай Сашу) —
    Чуть-чуть соловушки совсем
    Не разлюбили рощу нашу...
    Сюжет напряжен, крестьяне собирают совет и приходят к решению:
    На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить...
    Казалось бы, развязка конфликта? —
    И понемногу соловьи
    Опять привыкли к роще нашей.
    И нынче, милые мои,
    Им места нет любей и краше!
    Ан нет. Кульминация не в проблеме с птицами, которую легко решить народным согласием. Проблема глубже, в самой жизни, которую на сходке не решишь:
А есть ли, мама, для людей
Такие рошицы не свете?
    Нет таких мест. И при Некрасове не было, и сейчас нет. Потому что,, если б были такие места, "Все на руках своих детей туда бы отнесли..."!
    Настоящий талант не зависит от времени. Абсолютно верно предсказал Чернышевский: "Его слава будет бессмертна... вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов".