Все сказки мира


Сочинения: Некрасов Н.А.

Сочинение по произведению на тему: Образы помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо


    В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):
    Какой-то барин кругленький,
    Усатенький, пузатенький,
    С сигарочкой во рту...
    Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество "кругленького" человека.
    В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.
Мы, барщинные, выросли
Под рылом у помещика, —


    говорят крестьяне, и одного словечка "рыло" достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину.
    Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:
    Коптил я небо Божие,
    Носил ливрею царскую,
    Сорил казну народную
    И думал век так жить...
    С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе "Последыш". Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян. В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:
    Нос клювом, как у ястреба.
    Усы седые, длинные
    И — разные глаза:
    Один здоровый — светится,
    А левый — мутный, пасмурный,
    Как оловянный грош!
    Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение.
    Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — "неправедных судей", купцов, подрядчиков.
    К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:
Живи с одних крестьян,
Сбирай мирские гривенки...

    Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:
У нас народ — все голь да пьянь.
За свадебку, за исповедь
Должают по годам.

    В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:
    Русь не шелохнется,
    Русь — как убитая!
     А загорелась в ней
    Искра сокрытая...