Сочинения по литературе на тему... Школьные сочинения
Сочинения: Мольер
Сочинение по произведению на тему: Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»)
Комедия — непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения. Драматург Жан Батист Мольер создал французскую национальную комедию, перешагнул границы своей страны и рубежи своего века и стал классиком мировой литературы. Комедии Мольера умны и философичны. Они
вызывают смех зрителя, но это смех во имя решения нравственных и социальных проблем огромной важности. Смех Мольера, по словам В. Г. Белинского, является «великим посредником в деле отличения истины от лжи». Мольер в своем театре, смеясь и балагуря, поучает зрителя веселым и шутливым языком, ставит перед ним глубочайшие политические, общественные, философские и нравственные проблемы.
Талант драматурга открылся в Мольере неожиданно. Мольер, состоящий в труппе бродячих комедиантов, сначала взялся переделывать итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям, потом стал отдаляться от итальянских образцов, смело вводить в пьесы новые оригинальные элементы, а затем стал творить самостоятельно. Его дарование развилось во всем блеске, и за время своего творчества он создал более 30 пьес.
Драматург писал: «Театр обладает великой исправительной силой... Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее осмеяние... Комедия не что иное, как остроумная поэма, обличающая человеческие недостатки занимательными поучениями». По мнению Мольера, перед комедией стоят две задачи: поучать и развлекать. Если комедию лишить поучительного элемента, она превратится в простое насмешничество, если же отнять развлекательные функции, она перестанет быть комедией, и нравоучительные цели также не будут достигнуты.
«Обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их», — говорил Мольер. Он прекрасно понимал общественное значение своего искусства: «Лучшее, что я могу делать, — это обличать в смешных изображениях пороки моего века». Персонажи комедии должны быть реалистичны: «Театр — это зеркало общества. Изображая людей, вы пишеге с натуры. Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, если в них не узнают людей вашего века». Задача комедии, по мнению Мольера, — «дать на сцене приятное изображение общих недостатков», и тем самым способствовать их исправлению.
Мольер соглашается с тем, что в комедии должно быть единство времени, места и действия, актер должен играть не самого себя, стихи нужно читать «как говорится: просто, естественно», а драматургический материал должен быть правдивым. Комедии Мольера построены по классическим принципам: их важной особенностью является предельная концентрация сценических средств вокруг главной идеи и главной черты характера носителя этой основной авторской идеи. Развитие сюжета, драматургический конфликт, коллизии и сценические персонажи лишь иллюстрируют главную тему. Драматург призывает увидеть, что получается в жизни с человеком, когда он одержим страстью. Все внимание
Мольера привлечено к изображению именно этой страсти, поэтому у характеров мольеровских комедий нет развития, вне комедии жизнь персонажей почти не показана. Жизнь шире тех рамок, которыми драматург ограничивает взятую им тему, поэтому Мольер гиперболизирует пороки и выставляет их в смешном виде.
Комедии Мольера можно разделить на два типа, которые отличаются по художественной структуре, характеру комизма, интриге и содержанию. Первая группа — это бытовые комедии, с фарсовым сюжетом, одноактные или трехактные, написанные прозой. Их комизм — это комизм положений («Смешные жеманницы», «Сганарель, или Мнимый рогоносец», «Брак поневоле», «Лекарь поневоле», «Плутни Скапена»). Вторая группа — это «высокие комедии». Они должны быть написаны в основном стихами, состоять из пяти актов. Комизм «высокой комедии» — это комизм характера, комизм интеллектуальный («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Ученые женщины).
В предисловии к «Тартюфу» Мольер объясняет смысл своей пьесы. Он утверждает общественное назначение комедии, заявляет, что «задача комедии — бичевать пороки, и исключений тут быть не должно. Порок лицемерия с государственной точки зрения является одним из самых опасных по своим последствиям. Театр же обладает возможностью противодействовать пороку». В вызывающей смех и страх комедии Мольер изобразил достоверную картину того, что происходило во Франции. Лицемеры типа Тартюфа, деспоты, доносчики и мстители безнаказанно господствуют в стране, творят подлинные злодейства. Беззаконие и насилие — вот результаты их деятельности. Мольер изобразил картину, которая должна была насторожить тех, кто управлял страной. И хотя идеальный король в конце пьесы поступает справедливо, общественная ситуация, обрисованная Мольером, представляется угрожающей.
Комедия Мольера «Тартюф» вошла в мировой театральный репертуар, а имя главного героя — в международный речевой обиход как воплощение лицемерия во всех его проявлениях, подлости и развращенности под маской благопристойности, лживого благочестия, неискренности и фальши. При слове «Тартюф» всем сразу становится ясно, что речь будет идти о мерзости и лжи, прикрытой высокопарными фразами. В Тартюфе сконцентрированы и показаны крупным планом все отличительные черты лицемера. Эти черты зритель запомнил навсегда и потом мог безошибочно узнавать их в словах и поступках общественных деятелей и поведении окружающих.
Театр Мольера реалистичен. В своих комедиях драматург стремился максимально приблизиться к действительности: и в показе характеров персонажей, и в их просторечии, свободном от напыщенности, и в сатирическом изображении социальных пороков, и в манере игры актеров. Мольер по праву является продолжателем реалистических традиций Возрождения.