Все сказки мира


Сочинения: Лермонтов М.Ю.

Сочинение по произведению на тему: Язык мысли и голос страстей


    О Лермонтов, презрением могучим
    К бездушным людям, к мелким их страстям,
    Ты был подобен молниям и тучам,
    Бегущим по нетронутым путям,
    Где только гром гремит псалмом певучим. Константин Бальмонт
    Михаила Юрьевича Лермонтова по праву ставят в ряд величайших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало также достоянием культуры мировой. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могуча творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни.
    Лермонтов был человек безудержной отваги и пылкого темперамента. Его сильный характер впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Немилость и изгнание он “вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество”, — писал о нем современник. Эти слова свидетельствуют о том, что Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В.Г.Белинского, понимал собственное значение и роль, которую ему было предназначено сыграть в русской литературе и русской жизни.
    Смерть великого русского поэта потрясла молодого Лермонтова. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе, обличая светское общество, с которым был связан рождением и воспитанием и которое в то же время презирал всем своим существом за лживость, бесчувственность, лицемерие.
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!..
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет;
    Он не доступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.
    Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    За четыре с небольшим года после гибели Пушкина молодой поэт совершает творческий подвиг: он создает романтические поэмы “Демон” и “Мцыри”, эпическую поэму “Песнь про царя Ивана Васильевича...”, гениальный роман “Герой нашего времени”, положивший начало русской психологической прозе, из-под его пера выходят сборники стихов, означившие новый период в истории русской лирики,
    Еще будучи юношей, Лермонтов на страницах своих поэтических тетрадей размышляет о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:
    Редеют бледные туманы
    Над бездной смерти роковой,
    И вновь стоят передо мной
    Веков протекших великаны..
    .
    Историю, литературу, философию, живопись, музыку Лермонтов усваивал во время обучения в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и своей поэме даст грузинское название — “Мцыри”. Он помнит тысячи строк из произведений разных поэтов всех времен и народов, но более всего любит Байрона и Пушкина.
    У Лермонтова живое богатое воображение. Оно уносит его не только на Кавказ, где он побывал в детстве, но и в страны, которых он никогда не видел, — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и прошлое, даже в мировое пространство:
    Как часто силой мысли в краткий час
    Я жил века и жизнию иной.
    И о земле позабывал...
    Его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова “резко ощутительное присутствие мысли”. И действительно, необычная яркая мысль придает силу лучшим его произведениям — “Не верь себе”, “Сказки для детей”, “Демон”, “Дума”.
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
     И царствует в душе какой-то холод тайный,
     Когда огонь кипит в крови.
    Природа наделила его страстями. Когда ему было всего три года, он плакал на коленях у матери от песни, которую она спела ему. Именно в память о рано ушедшей матери и о песне он написал потом своего “Ангела”:
    Он душу младую в объятиях нес
     Для мира печали и слез;
    И звук его песни в душе молодой
    Остался без слов, но живой.
    Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — таким он был и навсегда остался в памяти друзей. Например, он так писал ушедшему из жизни поэту Александру Одоевскому, похороненному на Кавказе:
    Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
    Покрытое землей чужих полей,
     Пусть тихо спит оно, как дружба наша
    В немом кладбище памяти моей!
    Свою поэму “Демон” он посвятил любимой женщине, которая не дождалась его. И вот он обращается к ней с горьким упреком:
    Я кончил, и в груди невольное сомненье:
     Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,
    Стихов неведомых задумчивое пенье,
    Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?
    Поэт всегда был доверчив и неосторожен. Поэтому больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. Чувство одиночества было для него неизбежным и делало его поэзию трагической. Жизнь его омрачалась памятью о декабрьских событиях 1825 года, о судьбах лучших людей России. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь игнанника в последние годы.
    Но Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу. Мир романтической мечты воплотился в образе Мцыри.
    “Мцыри” — поэма, в которой очень хорошо видны мотивы, характерные для лермонтовского романтизма. Это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета поэмы Лермонтова лежит не ситуация бегства человека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в “Кавказском пленнике”, а ситуация бегства к людям, на родину.
    Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова (“Мцыри”, “Исповедь”, “Боярин Орша”). Но монастырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашеской кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует “темницу” земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.
    Определяющая черта образа Мцыри — духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:
    Увы! — за несколько минут .
     Между крутых и темных скал,
     Где я в младенчестве играл,
    Я б рай и вечность променял.
    Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монастыре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истинной жизнью:
    Ты хочешь знать, что делал я
    На воле? Жил — и жизнь моя
    Без этих трех блаженных дней
    Была б печальней и мрачней
    Бессильной старости твоей.
    Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, “вкусив” свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведениях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется:
    Когда я стану умирать,
    Ты перенесть меня вели
    В наш сад, в то место, где цвели
    Акаций белых два куста..
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет...
    Мир романтизма постепенно уступает место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. Все чаще в его поэзию вторгается повседневная жизнь и конкретное время — эпоха 30-40-х годов с ее противоречиями: идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни. Теперь Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта.
    Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет юношескую мечут о романтическом подвиге. Лермонтов чувствует необходимость сказать современному человеку правду о “плачевном состоянии” его духа и совести. Малодушие, безволие, жизнь без надежды на будущее были характерны для людей того времени.
    Не только враги, но даже и те, ради кого поэт говорил правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в “охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь” веру Лермонтова в достоинство жизни и человека. В юности поэт рисовал в своем воображении свободных и гордых, героев, верных клятве, гибнущих за родину, за идею. В окружающей жизни их не было.
    В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. Таков Арбенин, таков Печорин. Таков и сам Лермонтов. Своим героям он придавал свои собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.
    Ненависть к “стране господ”, отрицание славы, купленной кровью, еще больше обостряли любовь Лермонтова к “печальным деревням” и к “холодному молчанию русских степей”. Чувство Родины пронизывает лермонтовскую лирику. Патриотическое чувство поэта достигает высокой ясности, осознанности.
    Это ярко проявляется в стихотворении “Родина”. Поэт не просто утверждает, что любит, а как бы анализирует свое отношение к России. В первых строках автор подчеркивает не только странность своей любви, а ее исключительность. Ведь как иначе можно расценить строчку: “С отрадой, многим незнакомой”. Это чувство не придуманное, не заимствованное ни у кого. Пейзаж в “Родине” — это поначалу картины монументальные, величественные. Это большой мир России, ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства. Душе Лермонтова близок этот размах: “...лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям...”. От монументальности, от величавой неподвижности через мотивы дороги поэт приходит к России, полной движения и жизни. От огромного пространства он переходит к изображению “малой родины”, показанной конкретно, с нежностью и теплотой. Читатель видит “с резными ставнями окно”, “полное гумно”, “чету белеющих берез” и постепенно входит в мир народной, крестьянской жизни.
    Лермонтовская Россия населена бодрым, мужественным и храбрым народом, в котором поэт готов видеть вершителей истории. В “Родине” поэт полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к новым завоеваниям. При этом вспоминаются стихотворения “Валерик” и “Завещание”, где поэт изображает горькие подробности войны и ее прозаическую изнанку. Россия, ко торой поэт отдает свою любовь, — это Россия крестьянская, солдатская, народная.
    Пристальный взгляд поэта отмечает конкретных людей из народа, он присматривается к ним внимательно и сочувственно.
    На берегу, под тенью дуба,
    Пройдя завалов первый ряд,
     Стоял кружок. Один солдат
    Был на коленях; мрачно, грубо
    Казалось выраженье лиц,
    Но слезы капали с ресниц,
    Покрытых пылью... на шинели,
    Спиною к дереву, лежал Их капитан.
     Он умирал...
    “Во всех своих стихах он мрачен и капризен, но чуть лишь коснется народа, тут он светел и ясен”, — писал о Лермонтове Федор Михайлович Достоевский. И это действительно так.
    Для понимания народного характера в его первозданном, неискаженном виде поэт обращается к прошлому. В стихотворении “Бородино” воплощено представление о сильных и отважных героях. Герои Отечественной войны 1812 года проявили самоотверженность и мужество, могучую духовную силу русского человека. “Могучее, лихое племя, богатыри”, готовые “постоять головою за Родину свою”, — вот портрет этих людей. Поэт доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением и верит в справедливость этого суда:
Да, были люди в наше время.
Не то что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
    Впервые в поэзии с большой художественной силой и убедительностью был показан образ простого солдата, зазвучала народная речь, выразилось народное мировоззрение.
    При жизни поэту удалось выпустить сборник своих произведений, который он собирал и редактировал сам. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Такова была его взыскательность по отношению к себе и своему творчеству. Все совместилось в той маленькой книжке — старинный сказ “Песни про царя Ивана Васильевича...” и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной; холодное отчаяние в строках “И скучно, и грустно...” и нежный разговор с ребенком; трагическая мысль “Думы” и страстный разговор Терека с Каспием; память о погибшем изгнаннике и угроза великосветской черни; жажда свободы Мцыри и песня влюбленной рыбки; пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России. Все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.
    Таким и был Лермонтов, только натура и личность его были еще богаче, потому что в эту книжку не вошли ни “Демон”, ни “Маскарад”, ни “Герой нашего времени”, ни стихотворения последнего года его жизни.
    Поэзия Лермонтова полна контрастов. Но смена душевных переживаний сочетается у него с верностью излюбленным идеям и образам, что придает его поэзии удивительное своеобразие, неповторимость. Недаром любимым поэтическим средством поэта является антитеза — столкновение противоположных понятий. Это “день первый” — “день после дний”, “позор” — “торжество”, “паденье” — “победа”, “свиданье” — “разлука”, “демоны” — “ангелы”, “небо” — “ад”, “блаженство” — “страданье”...
    Другой излюбленный прием поэта — анафора, то есть настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова:
    Клянусь я первым днем творенья,
     Клянусь его последним днем,
    Клянусь позором преступленья
    И вечной правды торжеством.
    Сам стих много говорит о личности его творца, о его характере, о его страсти! Великая человечность Лермонтова, реалистичность его образов, соединение простоты и возвышенности делают его произведения бессмертными. Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.