Все сказки мира


Сочинения: Лермонтов М.Ю.

Сочинение по произведению на тему: Природа в лирике М.Ю. Лермонтова


Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездумный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев


Лирика — один из основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир, собственное “я” поэта. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме

непосредственного переживания поэта, определенного состояния его характера.

Этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. С

обращения к лирике начался творческий путь Лермонтова. Он создавал лирические

произведения во все периоды своей короткой жизни. Однако лирика Лермонтова не

оставалась неизменной: она непрерывно пополнялась новым содержанием и

совершенствовалась в художественном отношении.

Природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками. Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни.

В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя. Одиноко растет “на севере диком”

сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан в стихотворении “Утес”.

В раннем стихотворении “Осень” чуть ли не ученически воспроизведены основные детали

пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который

проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об

ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое

охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы. Но здесь

описание природы и само чувство грусти переданы приблизительно, без указания

конкретных примет эпохи или без связи с особенными событиями в жизни лирического

героя.

По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе

обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и

откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Так, в небольшой зарисовке “Когда волнуется желтеющая нива...” поэт выразил целую концепцию бытия.


Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.


Пейзаж словно бы заслонил всевозможные житейские дрязги, влил в душу успокоение и вызвал уверенность. Жизнь природы представляется гармоничной, и это помогает преодолеть противоречия духовной жизни человека. Природа познается поэтом как источник прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас, и как воплощение целесообразного.

Но разве человек не дитя природы? И почему человеческое общество должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия?

Так созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота

должны восторжествовать и в человеческом обществе. Ведь не для одних же страданий

родился человек? Иначе зачем природа или Творец наделили его чувством

справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв

ветра, ландыш серебристый — все это не разрозненные и тем более не изолированные

явления. Это грани цельного бытия.

Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть.

К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последний год жизни поэт создал ряд произведений удивительного мастерства. Среди них особое место занимают “Родина”, “Прощай, немытая Россия”, “Выхожу один я на дорогу”. Природа здесь символизирует образ Родины. В стихотворении “Выхожу один я на дорогу” пейзаж занимает всего пять строк из двадцати. Причем это очень необычный пейзаж, имеющий символическое значение. Вся картина жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает вид сложного образа-символа, напоминающего о мучительно сложных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова:


Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.


Что такое “кремнистый путь в пустыне”? Кремень напоминает о крови, о ранах, страданиях. Кремнистый путь — образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик у современников, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья. Но отчуждения и непонимания не должно быть! Ведь во

вселенной все связано друг с другом. Даже звезда с звездою говорит.

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в поэзии, и,

перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека.

Белинский писал о Лермонтове: “...уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут услышаны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах”. Сегодня мы можем сказать, что это время наступило.