Сочинения по литературе на тему... Школьные сочинения
Сочинения: Грибоедов А.С.
Сочинение по произведению на тему: Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» )
Многие писатели Х1Х века в своих произведениях стремились определить героя, соответствующего времени, т.к. в Западной Европе происходили большие изменения, и, естественно передавая дворянская интеллигенция ожидала того же от России.
Литература этого периода обгоняла жизнь, плавно, без изменений протекавшую в стране. Не случайно Грибоедов в своем произведении сопоставляет двух героев: Чацкого и Молчалина.
Первое впечатление о герое создается в момент его появления в пьесе. Молчалина мы видим выходящим из спальни Софьи. Он не многословен, за все четыре явления унего четыре коротких реплики. Чувствуется, что он осторожен, услужлив: "Я-с",
"С бумагами-с". сразу неприятно бросается в глаза его искусственное самопринижение, низкопоклонство перед Фамусовым.
О Чацком мы узнаем впервые из разговора Софьи и Лизы. Вот характеристика Чацкого из уст Софьи: "Остер, умен, красноречив". Его характер сразу кажется много привлекательнее характера Молчалина, настораживает "охота странствовать", объясняемая Лизой как попытка избавиться от скуки.
Молчалин имеет незнатное происхождение, жизнь для него - продвижение по служебной лестнице, цель - получить путем заискивания все, что есть у господ.
Чацкий - родовитый дворянин, имеет обычное для своего положения воспитание и образование, не очень богат. Он рано лишился родителей и жил в доме друга отца(в доме Фамусова).Рано стал задумываться о смысле жизни и пытается за границей
ответить на мучавшие его вопросы.
Уже только из этого отчетливо видно, насколько различаются наши героиЧацкий умен, четко дает всему определение, спосбен мыслить масштабно, у него есть желания, убеждения, стремления, но у него нет четкой цели, он не до конца определился в
жизни. Молчалин не имеет своей точки зрения: "В мои года не должно сметь свое суждение иметь", но у него сформирована и сформулирована для самого себя жизненная цель.
Сам Грибоедов дает Чацкому свое имя, фамилия же не имеет единого прообраза. Близок к автору, но они не адекватны.
Фамилия Алексея Степановича Молчалина очевидно говорящая - высказывается последний не много, создается впечатление, что он умалчивает о чем-то.
Герои пьесы зачастую сами характеризуют друг друга. И здесь очевидна разительная разность Молчалина и Чацкого.
Фамусов говорит о Молчалине, что тот "деловой". Софья, что тот "уступчив, скромен, тих", "в лице ни тени беспокойства", "за других себя забыть готов". Отмечая остроумие Чацкого, о Молчалине она говорит: "конечно, нет в нем этого ума", - подобное изречение является приговором для мужчины. Чацкий отмечает, что М "услужлив, скромный, в
щеках румянец есть", - явно иронично высказывается в его адрес.
Сам М говорит о своих талантах : "Два-с. Умеренность и аккуратность". Софья само противопоставляет Ч и М. О првом она говорит: "Не человек - змея". Признает его ум, отмечает некоторое высокомерие: "о себе задумал высоко" .
М и Ч - явные антиподы. Оба героя определяются в своем почти 30-ти летнем возрасте как личности. Определяется их отношение к карьере.
Чацкий: "служить бы рад, прислуживаться тошно". "Чины людьми даются, а люди могут обмануться". Он пытается сделать к-то преобразования, насмотревшись на развитую Европу, однако Фамусов характеризует его деятельность в имении следующим
образом: "наблажал". Ч имеет идеи, не умеет осуществить их практически.
М, напротив, исключительно практичен, очень исполнителен. Для него "служба- награжденья брать и весело пожить".
Пока он достает чины - готов служить., прислуживаться, кланяться. Это средство продвижения, но не его суть. Его суть, цель - быть как господа.
У героев абсолютно разные жизненные ценности, представления о чести, достоинстве. Грибоедова волнует синтез "века минувшего" и "века нынешнего". Его герои решают проблем: нужно ли учитывать опыт предыдущего поколения.
Молчалин всем без изьятья на всякий случай выслуживается, как учил его отец: "Мы покровительство находим, где не метили". Молчалин учится, глядя на старших.
Чацкий не только не идет за минувшим, он не идет даже в ногу со временем, но значительно опережает его. Его оценка "минувшего века": "Прямой был век покорности и страха". Он считает, что "не нужно пустое, рабское, слепое подражанье". То, к чему стремится Молчалин, нахождение в высшем свете - для него пустое времяпрепровождение.
Чацкий не молчит, он высказывается смело и решительно. Пушкин в своем письме к Бестужеву ставит под сомнение ум Чацкого - кому он пытается объяснять свою точку зрения? Скалозубам? Фамусовым?
Герои пьесы проходят проверку любовью. Поведение Молчалина явно недостойно, Чацкий завоевывает наше расположение верностью своей любви.
Молчалин играет влюбленного. На деле он говорит: "Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного". Или: "Я принимаю вид в угоду дочери такого человека".
Софья, раскрыв обман, ведет себя очень достойно , она говорит Молчалину: "Пойдите прочь". Молчалин же униженно встает на колено, просит помиловать.
Чацкий понимает, что Софья не любит его, но ведет себя недостойно - начинает выяснять, кого она любит, опускается до подслушивания. Узнав, что Софья обманута, читает ей нравоучения. Он, очевидно, не выдерживает испытания любовью, но нет
в нем нарочитой униженности, присущей Молчалину.
Чацкий и Молчалин - антагонисты во всех жизненных позициях. Однако последний непотопляем, а Чацкий приходит к жизненному краху.