Все сказки мира


Сочинения: Грибоедов А.С.

Сочинение по произведению на тему: «в моей комедии двадцать пять Глупцов наодного умного человека.»А. С. Грибоедов (человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)



Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения, автору необходимо “оживить” не только главных героев, но и наиболее полно связать перипетии их судеб со второстепенными персонажами. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, стоящая на рубеже классицизма и реализма и лаконично соединившая в себе черты обоих стилей, является уникальным образцом для подражания, ибо только Грибоедов сумел собрать вместе столько ярких, самостоятельных героев, в которых легко узнаются самые разнообразные человеческие типы.
Безусловно, центральной фигурой в комедии является “человек новой формации” Александр Андреевич Чацкий. Рыцарь без страха и упрека, он наделен Грибоедовым всеми положительными, по мнению автора, чертами. Чацкий молод, умен, европейски образован, честен, благороден, придерживается прогрессивных, либеральных взглядов. Он остер на язык и не упускает случая на протяжении всего действия комедии отпустить колкую шутку или упрек в адрес тех или иных героев:

Ну что ваш батюшка? все
Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Ваш батюшка отпрыгал ли свой век?..
А тетушка? все девушкой,
Минервой ? Все фрейлиной Екатерины
Первой? Воспитанниц и мосек полон дом?..
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например...

Чацкий крайне отрицательно относится ко всем устоям и обычаям “фамусовского общества” и не скрывает этого. Напротив, он всячески пытается продемонстрировать свою неприязнь, не гнушаясь даже “метанием бисера перед свиньями”:

Что нового покажет мне Москва ?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Ах! к воспитанъю перейдем.
Что нынче, также, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?..
...Здесь нынче тон таков
На съездах на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенъе языков:
Французского с нижегородским ?

При всей своей желчности Чацкий пылок и не лишен романтических настроений. Его чувства к Софье, несмотря на недружелюбно-повышенный тон всех бесед двух героев, на самом деле чисты и искренни:

Она! она сама!
Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи.
Явилась!Нет ее!Неужели в виденъи?
Не впрямь ли я сошел с ума?..

Но основное назначение Чацкого — служить искрой, из которой возгорится пламя свободы. И. А. Гончаров определилподобный человеческий тип как “сеятель того, что пожинают другие”, “провозвестник новой зари”. Герой не понят решительно никем, он фактически жертвует собой, но эта жертва суть фундамент, на котором достойные сыны отечества возведут здание истинной справедливости.
Главный оппонент Чацкого, имя которого уже стало нарицательным, обозначая недалекость и косность, застой и гипертрофированный консерватизм, “самый знаменитый москвич всей русской литературы”, Павел Афанасьевич Фамусов, основной заботой считает всяческое укрепление своего статуса в социальных кругах Москвы. Для этого он наносит различные визиты вежливости:

К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели...
В четверг я зван на погребенье...
...А может, в пятницу, а может, и в субботу Ядолженувдовы,удокторши,креститъ...
старается прослыть радушным и гостеприимным:

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно ? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать — изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно для иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для всех ровнехонько, про всех готов обед.

дочь желает выдать замуж исключительно с материальной выгодой, даже вопреки ее собственному желанию:

Ах, матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара...

Фамусов олицетворяет собой тот тип людей, которые ко всему подходят с эгоистическим расчетом. Они свято верят в то, что, подобно планетам, вращающимся вокруг Солнца, весь окружающий мир существует для них и из-за них. И подобное положение дел ни в коем случае не должно нарушаться. Всякие попытки привнести что-то новое воспринимаются негативно и подозрительно. В устоявшихся барских традициях Фамусов видит основу своей стабильности; угроза же ей, по мнению героя, исходит от учения и книг:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина...
...Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь!

Дочь Фамусова Софья Павловна остается и по сей день наиболее спорной и неоднозначной фигурой в комедии. Она не менее умна, чем Чацкий, что и не удивительно, — ведь они росли и воспитывались вместе. Но Софья противостоит главному герою от начала и до конца. Она, конечно, принадлежит к “фамусовскому обществу”, но в ней нет той заразы, которая проникла в тела и души “страстных к чинам” обитателей Москвы. Софья хитра и изворотлива (достаточно вспомнить, как ловко она обвела вокруг пальца своего папашу, заставшего ее с Молчаливым), однако ее обморок, причиною которого послужил упавший с лошади Молчалин, был обескураживающе правдоподобным:

Ах! Боже мой!упал, убился!

а нахлынувшую горечь и обиду от предательства Молчалина она изливала яростно и смело:

Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете...

Отстаньте, говорю, сейчас
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас...

Софью Грибоедов наделил чертами настоящей женщины, совмещающей в себе несовместимое. Именно такие женщиныспособны принимать решения в моменты, по выражению Ю. Н. Тынянова, “мужского упадка” в общественной жизни. Олицетворением подлости и беспринципности в комедии является, без сомнения, Алексей Степанович Молчалин. Главные его качества — “умеренность и аккуратность” — суть лишь благовидное внешнее прикрытие. Истинная же начинка Мол-чалина — изворотливость, хитрость, умение найти ключ к каждому “нужному” человеку. Его ложная скромность крайне опасна. Он не довольствуется малым. За три года отсутствия Чацкого Молчалин, безвестный, безродный тверской мещанин, стал секретарем московского “туза”, получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным Софьи. Он незаменим в фа-мусовском доме, незаменим в “фамусовском обществе”:

Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...

Молчалин заимел подобные жизненные ценности неслучайно. За несколько мгновений до финального разоблачения он дает важное признание:

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Способным жертвовать собой во имя всеобщего блага и справедливости людям Грибоедов противопоставляет тип людей-карьеристов, для которых главная цель в жизни — забраться как можно выше по служебной лестнице. И эта цель, по мнению таких людей, оправдывает любые средства.
Второстепенные персонажи комедии ничуть не уступают главным героям в способности представлять разные человеческие типы. Скотодумство и тупая страсть к чинам соединились в образе полковника Сергея Сергеевича Скалозуба:

А форменные есть отлички:
В мундирах выпушки, погончики, петлички...

Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.

Резкую перемену сильного телом, но слабого духом человека олицетворяет собой новоявленный “подкаблучник” Платон Михайлович Горич:

...Как видишь, брат:
Московский житель и женат...
На флейте я твержу дуэт
А-молъный...
Теперь, брат, я не тот...

Пустота и бесполезность мыльного пузыря с радужной оболочкой нашли отражение в фигуре Репетилова, старающегося завоевать уважение нелепым самобичеванием:

Не любишь ты меня, естественное дело:
С другими я и так, и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак...

Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил...

Гости на балу — точнейший фотоснимок консервативного сборища лицемерных и алчных представителей высшего света.
Без сомнения, главная идея “Горя от ума” — противопоставление двух антагонистических мировоззрений, старого и нового, “глупого” и “умного”. Однако высказывание А. С. Грибоедова о собственном произведении можно трактовать по-разному. Многие из героев обладают умом, каждый— своим собственным, уникальным, характерным для данного человеческого типа. Они же совершают и глупые поступки. Ценность грибоедовской комедии заключается именно в противоречивости, в необходимости собственного переосмысления проблемы, поданной читателю под острым соусом социально-нравственного конфликта. Наверное, ближе всех к истине был А. С. Пушкин, написавший, что единственным умным героем, на которого приходится двадцать пять глупцов, в “Горе от ума” является сам А. С. Грибоедов.