Все сказки мира


Сочинения: Грибоедов А.С.

Сочинение по произведению на тему: Чацкий и Молчалин


Со времени появления комедии “Горе от ума” прошло более 170 лет, а она по-прежнему свежа и интересна для нас, сегодняшних читателей и зрителей. Интересна не только живым, афористичным языком, но и тем, что герои пьесы легко узнаваемы и в современной жизни.

Если приглядеться, то и сейчас можно встретить честных, горячих людей, смело, без забрала выступающих против жизненных уродств, и это такие люди, как Чацкий, а также их антиподов — тихих, вкрадчивых карьеристов, канцелярских крыс типа Молчалина. Чацкий и Молчалин — люди одного поколений, но они представляют две совершенно различные общественные группировки.


В образе Чацкого Грибоедов воплотил черты “нового человека”, демократа, гуманиста,

выступающего против реакционного общества в защиту свободы, просвещения, национальной культуры.


Молчалин же с теми, против кого направленыобличительные монологи Чацкого, он с

приспособленцами, чинопочитателями, душителями ума.


Чацкий представляет век нынешний и, более того, век будущий, а Молчалин — представитель века минувшего. Поэтому диаметрально противоположно их мировоззрение и разные жизненные принципы.


Чацкий гневно обличает крепостничество, “грабителей-богатых”, а Молчалин видит высшее счастье в том, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить”. По мнению первого, служить нужно “делу, а не лицам”, не пресмыкаясь, потому что “прислуживаться

тошно”, а другой откровенничает:


Мне завещал отец:


Во-первых, угождать всем людям без изъять —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить...


Один негодует, что судьями в обществе признаны те, кто ненавидит свободу слова, а “сужденья черпают из забытых газет”, а другой уверен, что в его лета “не должно сметь свое суждение иметь”, что “надобно зависеть от других”.


Чацкого возмущает молчалинская философия добровольного рабства, но он отдает себе

отчет в том, что Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”. Сам герой не таков. Всем своим обликом, гневными, страстными речами

он подчеркивает свою независимость, самостоятельность мышления. И ясно, что с

таким характером и строем мыслей карьеры не сделаешь. По мнению Герцена, Чацкий — “человек 14 декабря, идущий прямой дорогой на каторжную работу”.


“Тишайший” Молчалин — весомый противник главного героя. И не потому, что житейские истины, им проповедуемые, верны, а потому, что он делает все тонко,

обходительно, вкрадчиво. “Вот он на цыпочках и не богат словами...”, “услужлив,

скромненький”, а цели своей добивается исподволь: Фамусов взял его в секретари, дал

чин асессора, Софья влюблена, а старуха Хлестова называет: “мой дружок”.


Таким образом, Чацкий с его умом и способностями теряет там, где находит Молчалин. И хотя главный герой не принимает его как антагониста на общественном поприще,

Молчалин опасен в историческом плане. Именно такие, как он, незаметно, тенями

пролезают к благополучию, силе и власти, душат живое, блаженствуя на свете. И все же

поражение их неизбежно. Автор, выдворяя перепуганного Молчалина со сцены в

последнем действии, выдворяет его и из жизни общества, подчеркивая историческую силу и правоту Чацкого.