Сочинения по литературе на тему... Школьные сочинения
Сочинения: Бабель И.Э.
Сочинение по произведению на тему: Анализ рассказа И.Бабеля "Их было девять"
Одна тысяча девятьсот двадцать третий год. Совсем недавно отгремели последние
бои, вооруженные восстания. Сопутствующие революции. И гражданская война.
Война, которую называли одной из самых ужасных войн за всю историю
человечества. Нет идеи. Нет цели. Нет единого общества. Есть война.
Бабель один из писателей, посвятивших свое творчество тому, чтобы рассказать
о боях, сражениях. В его рассказах война предстает не как соревнование, где
есть проигравшая и победившая сторона, а как явление, затрагивающее всякого
человека. Своим рассказом Их было девять автор словно выражает мысль: на
войне нет победителей, напротив, здесь все побеждены. Побеждены те, кого убили,
поражены те, кто убивал, потому что след совершенного убийства будет лежать на
них всю жизнь, и каждый выстрел будет убивать не только человека, но и часть
души. В этом и заключается самое ужасное, губительное влияние войны
погребение душ солдат. Поэтому автор и пишет: Я ужаснулся множеству панихид,
предстоящих мне.
В самом названии Бабель закладывает определенный смысл. Их было девять. Кого
их? Солдат, приказчиков, пленных? Автор намеренно и пишет о них как об
однородной группе людей, но делает он это не руководствуясь политикой
антисемитизма, а стремясь обособить каждого человека. Из девяти убитых читатель
знает лишь одного, стоящего под четвертым номером Адольфа Шульмейстера,
лодзинского приказчика, еврея . А кто они - остальные восемь человек? Да и
восемь ли? Ведь восьмерых убили только в этот день, а сколько их сложило
головы под смертоносным прицелом? И не сосчитать, наверное. Поэтому Бабель и
использует местоимение их, оставляя образ пленных загадочных для читателя.
Тему рассказа можно определить как убийственная сила войны, действие ее на
человека. Идея рассказа состоит в том, чтобы подчеркнуть это множество
панихид , может быть, открыть глаза всем людям и попытаться спросить: А ради
чего все это? Мириады пчел отбивали победителей и умирали у ульев. Они
боролись за себя, за свой дом, за свою большую семью, и единая цель сплочала
их. А когда люди хладнокровно убивают друг друга это что? Это даже не борьба,
не война. Это истребление ближних.
В рассказе есть своеобразный рефрен: Девяти пленных нет в живых. Я знаю это
сердцем. Эта мысль повторяется в начале, в середине и в конце произведения,
тем самым охватывая все его части одной,. Словно пульсирующей в мозгу мыслью.
Эти слова становятся главными для автора. Его герой повествователь переживает
за убитых. Но что может сделать он, если взводный командир Голов, убивая
человека, возвращает себе улыбку облегчения и покоя , словно такие действия
можно назвать великими, героическими?
В рассказе, кроме повествователя, есть и другие герои, чьи характеры автор
раскрывает с помощью портретных зарисовок, диалогов, их поступков. Так юноша
с вьющимися баками,. со спокойными глазами снисходительной юности
олицетворяет идею тщетности войны,. Потому что юность смотрит на все другими
глазами. И не важно, проиграем мы или нет, - значительно другое: сохраним ли мы
главное богатство человека.
Голов, взводный командир, в рассказе противопоставлен повествователю. Если для
последнего убить это лишить жизни, совершить грех, непростительный поступок,
то для Голова убийство оборачивается лишь хладнокровным исполнением приказа.
Полярность этих двух образов проявляется и в диалогах, в их отношениях, во
фразах. Голов говорит с ненавистью о том, что рассказчик смотрит на свет
сквозь свои очки. Возможно,. Тот действительно видит мир сквозь призму
человеческих чувств, тех же, что и в мирное время, а , по Голову, на войне так
нельзя. Он приспособлен к войне: научился доставать у пленных одежду, стрелять,
убивать. Его натура, наверное, очень сильно поддалась влиянию войны. Голов уже
не человек. Он солдат. И в это понятие можно вкладывать не только бойцовские
качества, но и превращение человека в один винтик в механизме армии и не
более того.
Автор использует еще один диалог для выражения мыслей своих героев. Он
происходит между рассказчиком и пленным евреем Шульмейстером.
Читатель узнает, что друг с другом общаются два еврея. С той лишь разницей, что
один офицер, а другой пленный, что один будет убивать, а другой через
считанные минуты умрет. Такой своеобразный герой двойник нужен был автору,
чтобы показать не избирательность бича войны. Просто умрут все: некоторые
физически, другие нравственно.
Если выходить на лексический уровень, то можно отметить использование
стилистически сниженных, разговорных слов, которые создают гармонический фон
для повествования ( дележку делать , скидай барахло ). Кроме того, как всегда
в разговорной речи, в диалогах героев можно встретить инверсии, эллипсисы,
которые не являются художественными средствами, но создают гармоничную картину.
В конце рассказа антитеза: Я взял дневник и пошел в цветник, еще уцелевший.
Там росли гиацинты и голубые розы. Читатель видит резкий контраст между
ужасами войны и изысканными голубыми розами, растущими в цветнике, словно
осколки прошлой беспечной жизни, поселившимися средь моря войны.