Все сказки мира


Шпаргалка: 19. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА

Творчество Лермонтова — отражение романтического мировоззрения, которое сформировалось в николаевскую эпоху. В поэзии Лермонтова присутствует основной конфликт романтизма — противоречие между идеалом и действительностью. Мотивы: свобода в различных ее проявлениях; борьба и протест. Символ борьбы — парус; неволя и узничество; бездействие «потерянного» поколения; одиночество, странничество, изгнанничество; земля и небо. Темы: поэта и поэзии (трагический конфликт поэта и толпы): «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»', тема Родины (идеализация России в прошлом и презрение к ней в настоящем): «Прощай, немытая Россия», «Родина»', тема природы (трагический разлад человека и природы, неизбежность смерти), тема любви: «Молитва», «Расстались мы, но твой портрет...»-, тема Наполеона. Тема поколения — связь внутреннего конфликта поколения с утратой духовных ценностей, всеобщим равнодушием.

Особенности лирического героя Лермонтова обусловлены особенностями его лирики: мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие. Уверенность лирического героя в том, что счастье на земле невозможно. Борьба антиномичных стихий, принимающих различные формы, символизирующие силы добра и зла в душе человека. Основные особенности лирического героя Лермонтова: романтизм, культ тайной избранности личности, борьба с Роком, стремление к миру людей и одновременно отгороженность от него. Конфликт между несовершенством мира и идеальными устремлениями личности Конфликт добра и зла.

Тексты: -Нищий-. «Я не унижусь пред тобою...». «Когда волнуется желтеющая нива...». «И скучно и грустно.. ”. «Дума». «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Родина» «Выхожу один я на дорогу...». Анализ и личное восприятие одного стихотворения.

Патриотические мотивы в лирике Лермонтова.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»), прославление революционного подвига («/О июля (1880)»), возвеличение былого могущества России («Новгород»), «Монолог»

(1829) — ощущение героя, что сама родина обрекает своих детей на бездействие, на прозябание, душит дарования. Героическое прошлое России противопоставляется нынешнему прозябанию. Победа 8 войне 1812 года свидетельствует, по мнению поэта, об огромной силе национального духа у русских («Бородино»), Истоки этой силы — в общинном существовании русского народа, в его высокой нравственности и преданности общему делу. Герои прошлого сравниваются с «нынешним племенем» (цитаты из текста). «Прощай, немытая Россия...»

(1841) — несправедливое общественное устройство, с которым мирятся низшие классы («И вы, мундиры голубые, /И ты, им преданный народ»). Не находя в себе сил понимать происходящее, поэт мысленно отрекается от такой родины. «Родина» (1841) — любовь к родине «рассудку вопреки», иррациональное, необъяснимое чувство. Ненависть к существующему государственному строю, ненависть к рабской психологии. Стихотворение отразило тенденции 30-

40-х годов 19 века.

Природа в лирике Лермонтова. Любимые Лермонтовым образы — бурного моря, одинокого паруса, грозы Бурное море и гроза

— детали бурного пейзажа, широко распространенной разновидности пейзажа в романтической литературе. Пейзажные стихотворения Лермонтова часто состоят из двух частей — одна из них представляет собой пейзаж, а вторая показывает, как соотносится этот пейзаж с душевным состоянием лирического героя — созвучен ли он ему или контрастен.