Все сказки мира


Шпаргалка: 47. ТВОРЧЕСТВО А. А. БЛОКА. ОБРАЗ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКА

Краткий очерк жизни и творчества А. А. Блока: увлечение поэзией В. Жуковского, возникновение желания пересоздать реальный мир; знакомство с русской символистской поэзией; служба в армии и т. д. Влияние идей В. Соловьева на творчество А. А. Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

1 том «Трилогии вочеловеченья» А. А. Блока («Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»), Неоромантизм «младосимволистов» — младшие символисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок считали символ «окном в Вечность» (А. Белый), то есть земным выражением неземных истин. Неоромантизм — литературное направление внутри романтизма, ориентированное на выявление героических возможностей обычного человека, утверждение красоты мира, пропаганду активной жизненной позиции человека. Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. Цикл стихотворений о Прекрасной Даме (1901-1902) был посвящен Л. Менделеевой (жене поэта). Но чувство, которым пронизаны стихотворения цикла, нельзя назвать земным. «Она» — «лучезарная», «сияющая», «золотая» (иконописные цвета; а также символ озарения, рассвета) входит в жизнь поэта и переворачивает его романтическое восприятие (со всеми традиционными образами: поэт, непонятый толпой, одиночка и проч.). Тон «Стихов о Прекрасной Даме» — молитвенный. Образ Дамы Блок воспринимает как образ Богоматери, он молится и служит ей. Он — раб и рыцарь. Цикл «Распутья» (1902-1904) — возвышенные и строгие мечты о Прекрасной Даме сменяются грешными мыслями о «лживых устах», «образе дьявольском и диком». В стихотворении «Двойник» (1903) поэт обращается к Коломбине — милой, но слишком доступной. «Голубое окно» Коломбины — воспоминание об идеале, от которого поэт ныне отказался.

Тексты: «Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге» и др. по выбору.