Все сказки мира


Шпаргалка: 36. ТВОРЧЕСТВО А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Главный герой лирики Твардовского — человек из народа. Манера Твардовского близка к народной — безыскусной, понятной широкому кругу читателей Стихи 30-х годов («Сельская хроника») — уважительное отношение к людям, «восторженная и безграничная вера в колхозы». Настроение большинства стихотворений оптимистическое, жизнеутверждающее. Даже смерть не нарушает стройное течение жизни («Ивушка»). Не остаются незамеченными и негативные стороны коллективизации («Братья»), но оптимизм преобладает.

Фронтовая хроника (Твардовский принимал участие в финской и Великой Отечественной войне) — стихотворения, разнообразные по жанру: публицистические призывы («Бойцу Южного фронта»), сюжеты из жизни бойцов («Рассказ танкиста», «Дом бойца»), картины солдатского быта («Спичка», «Армейский сапожник»), лирика («Две строчки»). Основной мотив послевоенной лирики — долг живых перед мертвыми — сохранение памяти о великих исторических событиях, о деле защиты родины, которому отдано множество жизней. «Я убит подо Ржевом» (1945-1946 гг.) — повествование от имени павшего воина — связь павших и живых. Человек, который уничтожен физически (от него не осталось совершенно ничего), не исчезает — он растворяется в природе и обретает бессмертие. Все то, что продолжает волновать душу этого бойца даже за порогом смерти — и есть вечные ценности, утверждаемые автором: любовь к родине, любовь к жизни.

«Я знаю, никакой моей вины...»(1966 г.) — память войны. Боль утраты, чувство вины и ответственности.

Цикл «Памяти матери» — переосмысление роли коллективизации и раскулачивания в судьбе страны. Трагический перелом, произошедший по причине этих событий в жизни миллионов русских людей. Мотив внутреннего суда над собой и чувство неисполненного долга в стихотворениях цикла.

«Вся суть в одном единственном завете...» — утверждение независимости творческой личности.

Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

Поэма «3а далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Главный герой поэмы, его боевой путь. Принципы построения сюжета поэмы. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. А. Т. Твардовский — редактор.