Шпаргалки по литературе
Шпаргалка: 51. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»
Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869) сначала замышлялся Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел к 1825 году — «эпохе заблуждений и несчастий... героя... . (...) Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года». Далее Толстой объясняет, что ему не хотелось писать о торжестве России, не упомянув о ее поражениях. Цель его — показать сущность русского национального характера, который проявлялся как в эпоху неудач, так и в эпоху торжеств нации. Так, герои и героини романа прошли через события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов. Основа романа — исторические события в художественном преломлении. Огромное число действующих лиц, в том числе исторических. Особое понимание Толстым истории. Споры вокруг жанровой принадлежности романа «Война и мир». Жанровая особенность — роман-эпопея. Основные черты романа-эпопеи: изображение событий большого исторического масштаба; основа содержания — общая жизнь; показ русского национального быта. Композиция: отсутствие единой сюжетной линии, новое качество эпизода. Эпизод по-прежнему является звеном в цепи событий, он, как и раньше, связан причинно-следственными отношениями (логически вытекая из предыдущего эпизода, он является предпосылкой последующего). Но в романе «Война и мир» эпизоды вступают еще и в особую связь, которую сам Толстой назвал «сцеплением»: друг с другом связаны эпизоды, разделенные большими массивами текста — например, из разных частей и томов (эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома — встреча парламентера Александра Первого генерала Балашова с маршалом Мюратом). История — способ постижения современности.