Шпаргалки по литературе
Шпаргалка: 12. КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» А. С. ГРИБОЕДОВА. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО
Основа конфликта пьесы — во взаимодействии двух начал: общественного и личного. Главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма осложняется безответным и пылким чувством к Софье — дочери Фамусова.
Чацкий: честный, прогрессивно мыслящий, свободолюбивый. Остер на язык. Еще до появления его на сцене мы узнаем, что он «чувствителен, и весел, и остер» (слова Лизы). Чацкий любит Софью, стремится к ней, но сталкивается с холодным приемом. Он не понимает и не признает, что Софья изменилась, что между ними уже нет понимания. Происходит психологический конфликт. Своими нападками, преследованием Чацкий вызывает у Софьи неприязнь к себе. Психологический конфликт переходит в конфликт общественный — и критика фамусовского общества становится еще язвительнее. Ведь это общество «украло» у Чацкого возлюбленную (так он полагает). Так и идут на протяжении всей комедии две сюжетные линии — личная и социальная, переплетаясь между собой.
Характеристика фамусовского общества, основной принцип его изображения (см. 9 класс, тема № 13). Роль внесценических персонажей в создании собирательного портрета общества. Внесценические персонажи упоминаются в разговорах большинства сценических (присутствующих на сцене) персонажей. К внесценическим персонажам относятся: мадам Розье (гувернантка Софии), Максим Петрович, Кузьма Петрович («богат и на богатой был женат»), Татьяна Юрьевна (влиятельная особа), княгиня Марья Алексевна и многие другие. От Фамусова и его гостей можно услышать многочисленные истории, где
Фигурируют такие персонажи. Персонажи эти очень важны: они создают то «мнение света», которое определяет логику поведения персонажей на сцене. Смысл названия (ум Чацкого сыграл с ним злую шутку, и в финале комедии из умного он превращается в шута: распространяется сплетня о его помешательстве). Традиции и новаторство в комедии (принцип трех единств соблюден не полностью, в комедии существует не только настоящий временной план, но и постоянные отсылки к прошлому, то же касается и единства действия); черты классицизма и романтизма, язык комедии (живой, афористичный).
Писатель М. А. Дмитриев выразил мнение многих современников Грибоедова, сказав, что «Горе от ума» — это «на всю Москву... пасквиль» Какие основания могли у него быть для такого утверждения?
Как только комедия «Горе от ума» стала известна в списках, она вызвала множество споров среди литераторов и читателей. Декабристы видели в Чацком своего единомышленника, Пушкин же говорил, что умный человек не станет высказывать свои взгляды людям, которые его никогда не поймут «В комедии, — говорил Пушкин. — есть один умный человек — сам автор». Белинский также дал отрицательную оценку комедии и образу Чацкого и утверждал, что это не комедия, а сатира, потому что действующие лица говорят и поступают в ней не так. как бывает в жизни, а так. как нужно автору, и повторил распространенное мнение, что у Чацкого «горе не от ума, а от умничанья». Высокую оценку дал комедии «Горе от ума» Гончаров, утверждая «вечную молодость» комедии. Дать свою оценку образу Чацкого в комедии не потеряла ли комедия актуальность в наши дни?
Ских религиозных фанатиков (необходимость выполнять условия мирного договора вызывала у персов озлобление), а вместе с ним были убиты дру( ие русские чиновники, служившие в посольстве, и охрана. Шах принес Николаю извинения и передал ценные подарки. а так как Россия в это время воевала с Турцией, царь решил избежать лишних осложнений и трагедия в русском посольстве в Тегеране не была расследована.