Все сказки мира


Краткое содержание: Сергей Сергеевич Прокофьев. Семен Котко

СЕМЕН КОТКО

Опера в пяти актах (семи картинах)

 

Либретто В. Катаева и С. Прокофьева

 

Действующие лица:

 

Семен Котко, демобилизованный солдат

Мать Семена

Фрося, сестра Семена

Ременюк, председатель сельсовета и командир

партизанского отряда

Ткаченко, бывший фельдфебель

Хивря, его жена

Софья, дочь Ткаченко

Царев, матрос

Любка, невеста Царева

Ивасенко, старик

Микола, сын Ивасенко

Работник, он же помещик Клембовский

Фон Вирхов, обер-лейтенант немецкой армии

Переводчик

1-й старик

2-й старик

1-я баба

2-я баба

3-я баба

1-й гайдамак

2-й гайдамак

1-й сверстник

2-й сверстник

Парень

Бандурист

тенор

меццо‑сопрано

меццо‑сопрано

 

бас

бас

меццо‑сопрано

сопрано

баритон

сопрано

бас

тенор

тенор

баритон-бас

тенор

бас

бас

сопрано

сопрано

меццо‑сопрано

бас

тенор

баритон

тенор

бас

баритон

Крестьяне, партизаны, гайдамаки, красноармейцы, белогвардейцы.

 

Действие происходит в 1918 году на Украине.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжет оперы заимствован из повести В. Катаева «Я сын трудового народа» (1937), рассказывающей о событиях гражданской войны на Украине, о судьбе крестьянина-бедняка Семена Котко, который, отстаивая свою долю, пошел сражаться за власть Советов1. Либретто Прокофьев писал совместно с Катаевым. Его основу составили прозаические диалоги повести. Среди немногочисленных стихотворных текстов «Заповiт» Т. Шевченко, шуточная народная песня «И шумит, и гудит», обрядовые свадебные хоры.

Украинский колорит прозы Катаева воскресил в памяти Прокофьева незабываемые впечатления детства, проведенного в Сонцовке (Донбасс). Не случайно он начал сочинение оперы со второй картины первого акта — встречи Семена с односельчанами. В дальнейшем Прокофьев раздвинул рамки историко-бытовой повести, насытив ее лирико-психологическим содержанием. Заново были созданы сцены любовных свиданий; события, связанные с разорением села немцами и гайдамаками, стали драматической кульминацией оперы.

Работа над ее клавиром продолжалась с марта по июнь 1939 года. Летом того же года велись переговоры о постановке оперы в Театре им. К. С. Станиславского в Москве. Осенью была закончена партитура. Премьера состоялась 23 июня 1940 года.