Все сказки мира


Краткое содержание: Дмитрий Борисович Кабалевский. Семья Тараса

СЕМЬЯ ТАРАСА

Опера в четырех актах (восьми картинах)

 

Либретто С. А. Ценина

 

Действующие лица:

 

Тарас

Ефросинья, его жена

Настя, их дочь

Степан, их сын

Андрей, их сын

Антонина, жена Андрея

Павлик, комсомолец

Назар

Дед Семен, лесник

Вася, комсомолец

Ваня, комсомолец

1-й колхозник

2-й колхозник (староста)

1-й рабочий

2-й рабочий

Немецкий полковник

Немецкий лейтенант

Немецкий конвойный

бас

меццо‑сопрано

сопрано

баритон

тенор

сопрано

тенор

тенор

бас

тенор

баритон

тенор

бас

баритон

бас

бас

баритон

тенор

Рабочие, комсомольцы, жители оккупированного фашистами рабочего поселка, колхозники, бойцы Советской Армии.

 

Действие происходит в годы Великой Отечественной войны в средней полосе России.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В основу оперы положена повесть Б. Л. Горбатова «Непокоренные» (1943), в которой рассказ о жизни одной семьи в годы Великой Отечественной войны перерастает в героическую эпопею о страданиях и борьбе советских людей на временно захваченной врагом земле. Либреттист С. А. Ценин и композитор мастерски приспособили сюжет повести к специфическим условиям оперного произведения. Введение ряда новых мотивов и сцен сделало характеристики главных действующих лиц оперы более рельефными и действенными. Если Тарас у Горбатова вступает в борьбу лишь в конце повести, то в опере он проявляет героизм уже в сцене на заводе. Образ дочери Тараса комсомолки Насти, намеченный в повести скупыми штрихами, в опере стал одним из центральных. Показанный широко и многогранно, этот образ концентрирует в себе лучшие черты героической советской молодежи. Несколько обедненным представлен в либретто коммунист Степан, старший сын Тараса. Ближе к литературному прообразу младший сын Тараса, Андрей, хотя его сложный, мучительный и противоречивый путь показан недостаточно полно. Значительна в опере роль народных сцен.

Первая редакция оперы, законченная в 1947 году, страдала серьезными недочетами и была подвергнута критике. Композитор переработал произведение, в результате чего в 1950 году возникла вторая редакция. В новом виде «Семья Тараса» была впервые поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (премьера состоялась 7 ноября 1950 года), а затем обошла большинство советских и ряд зарубежных оперных сцен.

 

СЮЖЕТ

На фронтах идут ожесточенные бои с гитлеровцами. Враг приближается к Донбассу. Летним днем у дома Насти собрались ее подруги-школьницы. Они встревожены наступившей тишиной. Детство осталось позади, война развеяла юные мечты. Перед разлукой девочки вспоминают любимую школьную песню. На фронт уходят братья Насти — Степан и Андрей. Вся семья с Тарасом во главе провожает их. После проводов старый рабочий Назар сообщает Тарасу о взрыве завода. А Павка, друг Насти, приносит еще более страшную весть: в город входит враг. Юноша и девушка клянутся посвятить свою жизнь борьбе. Слышны взрывы: фашисты занимают город.

Тарас решил переждать страшную пору фашистской оккупации, спрятаться от жизни. Мрачно и тревожно в крепко запертом доме. Антонина, тихо напевая, укачивает ребенка. Томительное молчание нарушается приходом Насти. Несмотря на запрет родителей, она продолжает выходить из дома и встречаться с друзьями. Кто-то стучит в дверь. В страхе все прислушиваются. Но на пороге сосед Назар. Он высмеивает затворничество Тараса, поучая его притчей о мужике и медведе. Слышна скорбная песня девушек, угоняемых в Германию. Тарас больше не может молчать. Он понял необходимость борьбы с лютым врагом.

Лагерь партизан в дремучем лесу. Здесь Тарас неожиданно встречает своего старшего сына Степана, который по заданию партии ушел в подполье, чтобы руководить партизанским отрядом. Появляется толпа колхозников, скрывающихся от фашистов. Они взволнованно рассказывают о своем сопротивлении врагу и жестокости карателей. Степан сообщает радостную весть — началось наступление Советской Армии. Теперь Тарас нашел свое место в борьбе за свободу Родины.

Комсомольцы получили боевое задание взорвать фашистский штаб, который разместился в школьном здании. Настя колеблется, для нее школа — олицетворение мирной жизни, счастливого детства. Павка убеждает подругу в необходимости принести светлые воспоминания в жертву прекрасному будущему. Они расстаются. Внезапно в дом входит человек в рваной солдатской шинели. Семья с трудом узнает в нем Андрея. Нервно, сбивчиво рассказывает он о том, как попал в плен. Тарас гневно клеймит его как изменника-дезертира. Андрей покидает отчий дом: он решил кровью искупить свою вину.

У здания школы собрались комсомольцы. В фашистском штабе бал. Павка с товарищами устремляются к школе. На посту остаются Настя и комсомолец Ваня. Настя тревожится за судьбу Павки, считает секунды. Наконец раздается долгожданный взрыв: задание выполнено.

По приказу фашистского командования на разрушенный завод согнаны рабочие-мастера, чтобы ремонтировать танки. Но старики, закаленные в битвах революции и гражданской войны, снова чувствуют себя борцами. Напрасно гитлеровский полковник угрожает им расстрелом. Тарас объявляет непреклонную волю товарищей. Его речь прерывается выстрелом разъяренного полковника. Раненый Тарас падает на руки друзей. Неожиданно приходит весть о прорыве фронта; фашисты разбегаются.

В доме Тараса собрались юные подпольщики. В радостном возбуждении комсомольцы делятся новостью о переломе на фронте. От Степана они получают последнее боевое задание: взорвать мост, чтобы отрезать врагу путь к отступлению. Молодежь расходится. Лишь Павка задерживается, чтобы проститься с Настей. В борьбе окрепла их дружба и любовь. Вместе они мечтают о будущем. Юноша уходит. В дом врываются гитлеровцы. Они узнали, что здесь, у Тараса, явка комсомольцев. Настю допрашивают. Девушка отказывается назвать имена товарищей. Она бесстрашно бросает в лицо врагу гневные, презрительные слова. Взбешенные гитлеровцы уводят юную героиню на казнь. Ефросинья устремляется вслед за дочерью. Все ближе слышна канонада наступающих войск Советской Армии. Появляются Тарас и Антонина. Ефросинья сообщает им страшную весть о казни Насти.

Народ встречает Советскую Армию. Среди воинов Павка и Андрей, мужеством и отвагой вернувший себе честное имя. Тарас обращается к своим землякам с взволнованными словами: несмотря на пережитые ужасы, народ не сдался, не покорился.

 

МУЗЫКА

«Семья Тараса» принадлежит к числу наиболее ярких советских героико-патриотических опер. В ее музыке резко противопоставлены два борющихся лагеря — советские люди и гитлеровцы. В обрисовке первых преобладает песенное начало. Характеристика вторых лишена песенности; враг предстает как бесчеловечная сила, грубо вторгшаяся в мирную жизнь страны. В многочисленных хоровых сценах правдиво воссозданы групповые портреты рабочих, комсомольцев, колхозников — простых советских людей.

Увертюра открывается торжественным, героическим мотивом, символом непоколебимости народа. Романтически приподнятым, мужественным образам советских людей противостоят жестокие, зловещие темы врага и народного бедствия.

Начало первого акта создает ощущение тревожной тишины. Ариозо Настеньки «Я сегодня со школой прощаться бегала» пленяет своей чистотой и лиризмом. Комсомольская песня «У старой у околицы» полна свежести, молодого задора и веры в будущее. Большой ансамбль (квинтет) передает охватившее семью Тараса чувство душевного подъема. Напевный, выразительный дуэт Ефросиньи и Антонины «Защити и старого и малого» близок к русским протяжным песням. В большом хоровом финале «Ночи светят заревом» настроение скорби перерастает в гневный призыв к борьбе.

Краткое оркестровое вступление ко второй картине передает состояние глухой тревоги и настороженности. Грубый, злобный мотив врага прерывает ласковую мелодию колыбельной Антонины «Время темное пройдет». Тревогу за будущее Насти и любовь к ней выражает ария Ефросиньи «Как цветок полевой расцвела». Скорбная, проникнутая напряженным трагизмом песня женщин-полонянок «Ой, сторона моя, сторонушка» — драматическая кульминация картины. Монолог Тараса, который звучит как взрыв гнева и душевной боли, завершается могучим звучанием героической мелодии у тутти оркестра.

Оркестровое вступление к третьей картине (второй акт) рисует безоблачный пейзаж, ширь и красоту русской природы. Квартет (Тарас, Степан, Назар, дед Семен) выражает радость и уверенность в победе. Суровая, мужественно сдержанная ария Степана венчается широким напевом партизанской песни «Ой, леса, да непроглядные». Картина заканчивается большой народной сценой.

Наиболее выразительна и драматически насыщена четвертая картина (второй акт), состоящая из двух больших сцен. Первая, связанная с комсомольцами, Настей и Павкой, вводит в чистый и светлый мир юношеской романтики. Вторая сцена — столкновение двух противоположных характеров: запуганного, затравленного врагами Андрея и стойкого, мужественного Тараса. Центральный эпизод картины — патетическая ария Тараса «Ты, Андрей, в смертный час муки убоялся». Как мрачное напоминание о вражеской оккупации издали звучит жесткий, тупой марш фашистов.

В пятой картине (третий акт) сентиментальный вальс и разнузданный галоп рисуют отталкивающий облик гитлеровцев, которому противостоит этически прекрасный мир комсомольской молодежи; комсомольцы охарактеризованы хором-клятвой, музыка которого напоминает песни гражданской войны.

Шестая картина (третий акт) предваряется оркестровым вступлением, в котором слышится подневольная поступь мастеров. Суровый маршевый хор «Если нам сейчас пред врагом стоять» сродни старым революционным песням. Мелодия «Интернационала» в устах рабочих символизирует их моральную победу над врагом.

Оркестровое вступление к седьмой картине (четвертый акт) напоминает слушателю музыку увертюры. Картина распадается на два больших раздела. Лирическая сцена Насти и Павки и ариозо Насти «Давно я это знала» воплощают нежное и трепетное чувство чистой, застенчивой любви. Переломный момент — приход фашистов. В столкновении с гитлеровским лейтенантом образ комсомолки предстает во всем своем героическом величии. Патетически-торжественное заключение картины и симфонический антракт звучат как эпитафия юной героине, отдавшей жизнь за счастье народа.

Восьмая картина — финал оперы — большая праздничная хоровая сцена, в которой ликование народа оттеняется взволнованным монологом Тараса.