Краткие содержания опер
Краткое содержание: Узеир Абдул Гусейн-оглы Гаджибеков
УЗЕИР АБДУЛ ГУСЕЙН-ОГЛЫ ГАДЖИБЕКОВ
1885—1948
Гаджибеков — выдающийся азербайджанский композитор, основоположник национальной музыкальной школы, крупный музыкальный ученый и общественный деятель. Проявляя особый интерес к театру, он заложил основы азербайджанской оперы.
Узеир Абдул Гусейн-оглы Гаджибеков родился 17 сентября (нов. ст.) 1885 года в селении Агджабеды близ города Шуши в семье сельского писаря. В детстве он общался с народными певцами, от которых научился искусству мугама (вокальные импровизации речитативного склада). С 1899 года в течение пяти лет Гаджибеков занимался в Горийской учительской семинарии, где обучался игре на скрипке и других инструментах, познакомился с теорией музыки. Уже в те годы он стал записывать народные мелодии; увлечение фольклором он сохранил на всю жизнь. По окончании семинарии Гаджибеков работал школьным учителем сначала в сельском районе, а с 1905 года — в Баку. Здесь он сотрудничал в газете, писал остропублицистические статьи, переводил на азербайджанский язык произведения русских писателей, в частности Гоголя, одновременно усиленно занимался самообразованием.
В 1907 году он сочинил оперу «Лейли и Меджнун» (по поэме классика азербайджанской литературы XVI века Физули); постановка ее в январе следующего года ознаменовала рождение национальной азербайджанской оперы. В нотной записи были зафиксированы только хоры и оркестровые номера; арии же импровизировались певцами по правилам искусства мугамата. Затем Гаджибековым были созданы (на собственные либретто) оперы: «Шейх Санан» (1909), «Рустам и Зохраб» (1910), «Шах Аббас и Хуршид Бану» (1911), «Асли и Керем» (1912), «Гарун и Лейла» (1915) и музыкальные комедии: «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910), «Аршин мал алан» (1913). Последняя была переведена более чем на тридцать языков и получила мировую известность. Если оперы посвящены преимущественно исторической теме, то музыкальные комедии основаны на современных композитору сюжетах; в них высмеивались пережитки старого быта.
В 1911—1912 годах Гаджибеков совершенствовал свои музыкально-теоретические познания в Москве на частных музыкальных курсах, а затем некоторое время в Петербургской консерватории (в классе теории и композиции В. П. Калафати). Однако материальные трудности вынудили его вернуться в Баку.
В годы Советской власти широко развернулась музыкально-общественная деятельность Гаджибекова. Он явился одним из создателей первой в республике музыкальной школы (позднее преобразованной в училище) и консерватории, профессором и ректором которой он был до последних дней жизни. По инициативе Гаджибекова были организованы первый многоголосный смешанный хор и первый играющий по нотам оркестр народных инструментов.
Послеоктябрьский период явился временем расцвета композиторского таланта Гаджибекова. В 1936 году он завершил лучшее свое произведение — оперу «Кёр-оглы», посвященную борьбе азербайджанского народа за освобождение от феодального гнета. Помимо опер и музыкальных комедий, Гаджибеков оставил 7 кантатно-ораториальных произведений, сочинения для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, хоры, песни, романсы, пьесы для фортепиано. Композитору принадлежит также Государственный гимн Азербайджанской ССР (1945).
В 1945 году Гаджибеков был избран действительным членом Академии наук Азербайджанской ССР и директором Института истории азербайджанского искусства. Скончался он 23 ноября 1948 года в Баку.