Все сказки мира


Краткое содержание: Бедржих Сметана. Далибор

ДАЛИБОР

Опера в трех актах (шести картинах)

 

Либретто Й. Венцига

 

Действующие лица:

 

Владислав, король Чехии

Далибор

Будивой, начальник стражи

Судья

Бенеш, тюремщик

Витек, оруженосец Далибора

Милада, сестра убитого бургграфа

Йитка, деревенская девушка,

воспитанница Далибора

бас

тенор

баритон

бас

бас

тенор

меццо‑сопрано

 

сопрано

Вассалы короля, советники суда, слуги Далибора, солдаты, народ.

 

Действие происходит в пражских Градчанах1в XV веке.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет древней чешской легенды о славном рыцаре Далиборе зародилась у Сметаны еще до создания «Проданной невесты». 13 мая 1863 года композитор сочинил основной мотив — тему рыцаря, проходящую через все произведение, но «Проданная невеста» надолго отодвинула другие замыслы. Вновь к мысли о «Далиборе» Сметана возвращается в 1865 году. Его либреттистом становится Йозеф Венциг (1807—1876), немец по национальности, видный деятель чешской культуры. Опера задумана как драма возвышенных страстей, во многом перекликающаяся с бетховенским «Фиделио». В основе ее — идея освободительной борьбы.

В Чехии XV века при короле Владиславе усилились междоусобицы, вспыхнули крестьянские восстания. Одним из вождей восставших был Далибор, убивший ненавистного бургграфа Плошковского. Король заточил рыцаря в тюремную башню, которая была затем названа по имени героя «Далиборкой», судил и казнил его в 1498 году.

В либретто оперы сплавлены реальные исторические события и образы народных легенд. Вплетен новый сюжетный мотив, прославляющий нравственную силу музыки. Далибор мстит за убийство своего друга, скрипача Зденка. Музыкантшей является и сестра бургграфа Милада — она играет на варито, старинном чешском народном инструменте типа гусель. Любовь к высокому искусству объединяет героев; один из них восклицает по ходу действия: «Какой же чех не любит музыки!..»

Работа над «Далибором» былл закончена в 1868 году. Премьера состоялась в день закладки Национального театра в Праге 16 мая того же года. Ей сопутствовал успех, однако после нескольких представлений из-за происков реакционных кругов опера сошла со сцены. Всеобщее признание «Далибор» завоевал после постановки 1886 года, когда его автора уже не было в живых.

 

МУЗЫКА

«Далибор» отличается редкой музыкальной целостностью. Музыка оперы носит призывно-маршевый, героически-возвышенный, приподнято-патетический характер. Она благородна и психологически правдива. В центре — романтический образ главного героя, но и другие персонажи наделены выразительными музыкальными характеристиками. Велика роль хора, активного участника событий и двигателя действия.

После краткой интродукции и взволнованных хоровых реплик начинается печальный рассказ Йитки. Торжественно-суровым маршем сопровождается выход короля Владислава. В арии Милады «Со мной заплачет» напряженные интонации, передающие ее отчаяние и душевную боль, сменяются скорбными, скованными. Первый раздел арии Далибора «Из всех земных благ» проникнут нежностью и печалью, затем в мелодии появляются решительные волевые обороты, гневная патетика. Ариозо Милады «Пощады» полно волнения.

Первая картина второго акта — своеобразное интермеццо между драматически насыщенными сценами. За жанровым, выдержанным в светлых тонах хором солдат следует лирический дуэт Йитки и Витека.

Музыка второй картины передает мрачную атмосферу тюрьмы. Темные краски сгущаются в ариозо Бенеша «Угрюмые стены». Ария Милады «Да, настал давно желанный час» — наделена обаятельной широко и свободно льющейся мелодией.

В третьей картине второго акта вслед за легкими истаивающими звучаниями, которые сопровождают видение Далибора, следует его взволнованная ария «Мой Зденко». Финал акта — восторженно-экстатический любовный дуэт Милады и Далибора.

Первая картина третьего акта обрамлена темой королевского марша. В центре ее ариозо Далибора «Что ж медлю я»; начинаясь с речитативной декламации, оно приобретает элегический оттенок.

Заключительная картина открывается настороженно приглушенным звучанием. Внезапно слышится траурный колокольный звон, а на его фоне — мерный хорал монахов. Характер музыки резко меняется: восклицания Милады, возбужденные реплики хора уступают место просветленной лирике прощания умирающей Милады с Далибором. В последний раз мощно и грозно звучит тема короля; заканчивается опера лейтмотивом Далибора, символизирующим победу света и свободы.

 

1 Градчаны — кремль в Праге.