Пересказы, краткие содержания произведений
Краткое содержание: Иван Денисович, его друзья и недруги
В. Я. ЛакшинИван Денисович, его друзья и недруги
Трудно представить себе, что еще год назад мы не знали имени Солженицына. Заурядность располагает к благодушию оценок, но тот, кто поразил нас при первом своем появлении, не может рассчитывать на снисходительность. Повесть «Один день Ивана Денисовича» эталон деятельности Солженицына художника. Это редкий случай в литературе, когда выход в свет художественного произведения стал событием общественно-политическим. Н. С. Хрущев дал высокую оценку этой повести. Сам факт появления повести был воспринят людьми как подтверждение воли партии навсегда покончить с произволом. Другие считали Солженицын — Иван Денисович одно лицо. Солженицын делает так, что мы видим и узнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри, «от него». О том, что этот день для героя был «почти счастливым», автор говорит серьезно. В повести точно обозначено время действия- январь 1951 года. Есть два способа критики: нормативный (у критика до знакомства с произведением готовы понятия обо всем, критик накладывает готовые мерки), аналитический (подход к произведению как к отражению живой жизни). Отношение критики к повести сложилось не просто.
В лагере Солженицына интересовал не только лагерь — его интересовали люди и эпоха. Герой повести «рядовой» человек и появление такого героя — свидетельство демократизации литературы после XX съезда партии. Лишняя пайка первое условие внутренней самостоятельности. У Ивана Денисовича руки рабочего человека, а глаз мастера, повадка мастера, он бережно относится к инструменту. Это не только крестьянский бережливый разум, но и гордость рабочего человека у которого есть творческое начало. ШУХОВ НИ НА КОГО НЕ СТАНЕТ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ СВОЮ НОШУ. После Шухова бригада — второй главный герой повести. Она как одна большая семья. В Иване Денисовиче с его народным отношением к людям и труду заложена такая жизнеутверждающая сила, которая не оставляет места опустошенности и безверию. Итак, с одной стороны — «простой люд», с другой «переживающие интеллигенты». Отношение Шухова к придуркам, точно так же как его недоумение по поводу легкого промысла красилей, имеет в своей основе народное отношение к труду и моральному долгу совместно работающих людей друг перед другом. Разные были лагеря, разные люди в них сидели, и по-разному переживали происходящее. Придурок — умный заключенный, устроившийся при дураке начальнике. А как же работяги? У Ивана Денисовича отношение к людям- народное вне зависимости от того принадлежат ли эти люди к «народу» или к «интеллигенции». Солженицыну близки заветы русской литературы прошлого века — народность Некрасова и Щедрина, Толстого и Чехова. Но его взгляд на народ — взгляд советского писателя. Народному отношению к труду противостоит мещанское желание прожить полегче, но мещанство всегда распознается. Значение повести Солженицына в том, в частности, и состоит, что она помогает ясно понять это.