Краткое содержание: Фаблио
О Бурёнке, поповской корове
Как-то раз пошел один виллан — крестьянин, говоря
по-русски, — с женой в воскресенье к обедне. Поп проповедь читает, мол, Господь
воздаст сторицею за всякий дар от чистого сердца. Идут мужик с бабой домой,
а он и говорит, что, дескать, Буренка у нас не так чтобы много молока давала, что, если
мы ее и отведем в дар Богу-то?! А баба согласилась, чего же не отдать.
Вывел мужичок Буренку из хлева и за веревочку — к попу: прими, мол, жертву, чем
богаты, тем и рады, клянусь, нечего больше дать-то, нечего. Говорит отец Кон-стан,
про себя радуется: «Ступай с миром, Господь воздаст тебе, твое достояние умножит. Все
бы так радели, так у меня из приходской скотины цельное стадо бы вышло». Виллан домой,
а алчный поп своим командует, чтобы, говорит, попривыкла Буренка к нашему лугу,
завяжите-ка ее с нашей Белянкой. Связали коров одной веревкой. Которая своя, так той
бы траву только щипать, но чужая ведь домой тянет, да во всю мочь тащит, и через поле,
через лес, по деревне и другим лугом — к себе домой назад, так Белянку поповскую
и затащила. Мужик бабе: «Глянь-ка, говорил ведь батюшка, что воздается сторицею! Вдвое
уже выходит! Хлев просторнее ставить время приспело». Какую мораль выведем из сей истории?
Умному, если на
Бога надеется, пошлется вдвойне и более. А у дурака последнее
отнимется. Главное — чтобы в руку шло. Вон поп: кабы знал, где упадет, — соломки
бы то подтрусил бы!..
Завещание осла
Между прочим, если человек умеет хорошо
зарабатывать и при этом еще и широко жить хочет, никуда ему не деться от клеветников
и завистников. Приглядитесь, кто и как у него за столом гуляет — из десяти шесть
его очернят при всяком удобном случае, а девять — от зависти готовы помешаться. А при
людях спину перед ним гнут и лебезят.
Я это к тому, что был в одном богатом селе
священник. Скопидом был отменный, накопил всего, что только можно, и деньгу большую имел,
и из одежды, и прочее. В средствах не стеснялся и зерно, скажем, всегда мог
придержать до лучшего времени, когда хорошая цена установится. Главное, однако, был у него
замечательный осел. Лет двадцать служил попу на совесть. Не исключаю, что от того все
богатство и пошло. И когда он помер, поп его и похоронил на кладбище.
А тамошнего
епископа нрав был совсем иной. Он был человек не жадный, а даже тороватый. И любезный
к хорошему человеку. Если кто к нему зайдет или заедет — так самое любимое занятие для
епископа — с добрым гостем поговорить и закусить, ну а если занедужил — тут
ему лучшее лекарство.
Однажды у епископа случился за столом один из доброхотов нашего
попа, у него не раз с удовольствием полным и искреннею благодарностью
подкармливавшийся. Зашла речь о скупердяйстве и мздоимстве духовенства. Тут этот гость
своевременно доводит: так вот и так, если, значит, с умом дело повести, то из нашего попа
можно большую иметь выгоду. Что такое? А то, что он осла ведь в священную землю положил,
как доброго христианина, бессловесное-то животное. Вскипел епископ от такого над
законом надругательства: «Порази его гром, доставить его ко мне немедленно! Штрафовать
будем!» Пришел поп. Епископ на него: как он, мол, смел, да за такое преступленье
по церковному правилу я тебя в тюрьму. Батюшка просит день на размышление.
И не кручинится особенно, потому что на мошну имеет надежду нерушимую. Идет утром
к владыке и прихватывает с собою полновесных двадцать ливров. Епископ опять
на него — пуще вчерашнего, А он ему я вам, говорит, сейчас все по совести, только
отойдемте, ваше высокопреосвященство, несколько в сторону, чтобы доверительный разговор был.
А сам понимает, что время пришло не брать, а давать, что дать сейчас — прибыльнее.
И начинает: что, мол, был у меня осел. Такой работящий — и заметьте, ведь правду
говорит, — что я на нем зарабатывал по двадцать су в день. И умница, до того,
что, вот видите, завещал вам двадцать ливров на вечное поминовение, чтобы упастись от адского
пламени. Епископ, конечно, говорит, что Господь воздаст за смиренный труд и простит пес
прегрешения.
Так и нашел управу епископ на богатея попа. И Рютбеф, рассказавший, как
было дело, из всего вывел назидание: кто идет к судье со взяткой, может распраыы
не бояться, за деньги и осла выкрестят.
О виллане, который тяжбой приобрёл
рай
Если вы не читали сами, то вот что, между прочим, в Писании писано. Один виллан
помер в пятницу, рано утром. Помер и лежит, а душа уже из тела вышла вон. Но по некой
неизвестной причине не идут за нею пытать ее ни черт, ни ангел. Душа туг
же осмелела. Огляделась. В небе архангел Михаил чью-то душу а рай несет.
И вилла-нова душа за ними. Святой Петр душу ту принял. И скоро к воротам возвращается.
Смотрит — тут пилланова душа. Ты откуда, кто тебя привел, почему без сопровождающего,
спрашивает, И говорит: нет у нас в раю места для хамов. А виллан ему: сам ты хам, тоже
мне благородный, это, говорит, ты трижды Господа предал, как в Евангелии сказано,
и за что тебя Бог в апостолы выбрал! Тебе самому в раю, говорит виллан, делать нечего!
Петр ему: мол, ступай прочь, неверный. А сам застыдился, и пошел к апостолу Фоме. Фома
рассердился и говорит виллану, что рай принадлежит святым и угодникам светлым, а тебе,
неверному, тут места нету. Виллан, однако, дерзко в ответ; это кто же, мол, неверный, если вас
именно так и прозвали, потому что все апостолы Воскресшего видели и уверовали, только
вы им веры не
дали и говорите, что не поверю, пока сам раны не пощупаю. Значит,
спрашивает виллан, кто из нас двоих будет неверным? Фома, по виду, как бы устал ругаться
и пошел к Павлу. Павел было бегом к воротам, гнать мужика. Мол, где и как ты постился
и смирялся и так далее. Ступай, негодный! А мужик-то за свое: знаем мы тебя,
лысого, сам ты первый тиран, из-за тебя святого Стефана жиды камнями забили. уныл духом
и Павел. Идет, на дороге Фома с Петром совещаются, и решили втроем идти к Богу, ему суд
и рассуждение. Поспешил Господь к душе. Почему, спрашивает, ты одна здесь и апостолов
моих поносишь, как тебе тут без приговора остаться?! А мужичья душа Всеблагому отвечает: раз
апостолы Твои тут, то и мне тут остаться, я от тебя никогда же не отрицался,
в Твое по плоти светлое воскресение всегда верил и людей на мучение не приговаривал.
Им за такое рай не закрылся, так и мне пусть откроется! Покамест жив был, я бедных
привечал, угол всем давал, странников поил и кормил, у огня грел, как умрут — в церковь
прах провожал. Грех ли это? Исповедовался я не ложно и смиренно Плоти и Крови твоей
причащался. Я сюда попал без помех, и не нарушать же Вам Ваш же закон, по которому
кто попал в рай, вечно в нем пребудет! Христос похвалил виллана, что выиграл словесное прение,
видно, говорит, хорошо учился.
Из этого дела урок такой: за себя нужно стоять крепко, потому
что хитрость исказила правду, подделка извратила естество, на всех путях торжествует кривда
и ловкость человеку теперь нужнее силы.