Все сказки мира


Краткая биография: Оноре де Бальзак

Мировой литературе известно много французских писателей, особенного
внимания заслуживает Оноре де Бальзак - известный драматург.
Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в
Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей
личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип
писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов
естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и
жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь —
это история труженика, который с неутомимой энергией стремится
пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и
богатство. Его творчество пронизано стремлением перенести методы
современного естествознания в художественную литературу, стереть
грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным
материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше
всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и
при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и
моральные вопросы своего времени.
Писателю досталось мировоззрение своего отца, его здоровье и
железную волю. Получив первоначальное образование сперва в
провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в
столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле
отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со
стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не
мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей
убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании
великого города. Под псевдонимом он пишет ряд романов, лишенных
литературного значения и не включенных им впоследствии в полное
собрание его работ.
В процессе жизненных испытаний в писателе просыпается прожектер и
предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии
идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания
классиков и выпускает (1825 — 1826) со своими примечаниями Мольера и
Лафонтена. Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли
затеянные им типография и словолития, которые он должен был
уступить своим компаньонам.
Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он
мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в
разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий
Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной
литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам,
сотрудничает в журналах “Карикатура” и “Силуэт”.
С появлением в 1829 году его романа “Le dernier Chouane ou la Bretagne en
1800” начинается известность Бальзака. С этого момента Бальзак почти
не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его
романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни,
выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет
“величайшее собрание документов о человеческой природе”. Он
типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность
романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по
15 — 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не
оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу
только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым
поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и
употреблял в огромном количестве.
Романы “Шагреневая кожа”, “Тридцатилетняя женщина” и особенно
“Евгения Гранде” (1833), появившиеся в начале тридцатых годов,
доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться
гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о
богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает
иногда по несколько романов в год.
Из его известных романов наиболее известны: “Сельский врач”, “В
поисках абсолюта”, “Отец Горио”, “Утраченные иллюзии”, “Сельский
священник”, “Хозяйство холостяка”, “Крестьяне”, “Кузен Понс”, “Кузина
Бетта”.
Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в
них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями
отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца
грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая комедия”, и которая
должна была как бы послужить научно-художественным материалом для
изучения психологии современного общества.
Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не
сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои
романы. В предисловии к “Человеческой комедии” он сам проводит
параллель между законами развития животного мира и человеческого
общества. Разные виды животных представляют только видоизменение
общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в
зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. —
такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. — виды общего
животного типа.
Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но
большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.
В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное
количество романов на серии. В 1833 году Бальзак получил письмо от
неизвестной ему польской аристократки Ганской, урожденной графини
Ржевусской. Между романистом и почитательницей его таланта
завязалась переписка (издана к столетию со дня рождения Бальзака).
Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую, между прочим, в
Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она
приняла предложение Бальзака, но еще несколько лет по разным
причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно
отделывал квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850
года свадьба состоялась в Бердичеве, Бальзаку всего несколько
месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно
обеспеченным существованием, смерть уже ждала его.
Представление Бальзака о смысле современной жизни, о факторах,
управляющих современным человеком, всего лучше можно
сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника
Вотрена, поучающего молодого студента: “Выскочить в люди — вот
задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем
положении. И вы — единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия
потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете
пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов
нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный
человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты
редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как
бомба, или прокрасться в нее, как язва”.
Его романы навсегда останутся величайшим собранием документов о XIX
столетии - собранием, в котором ярко освещены все уголки жизни этого
промышленного и материалистического века.
Таковы основные особенности творчества Бальзака и главные черты его
миросозерцания